Бизнес-омбудсмен вступился за золотодобывающие компании
Предприятиям Забайкальского края грозит остановка из-за пробелов в законе, считает ТитовУполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте России Борис Титов предложил министру природных ресурсов и экологии Дмитрию Кобылкину изменить законодательство для устранения проблем золотодобывающих предприятий Забайкальского края. Об этом сообщил «Ведомостям» представитель бизнес-омбудсмена.
Предприятия испытывают сложности при строительстве инфраструктуры, необходимой для освоения месторождений, расположенных в особо защитных участках лесов, сообщил Титов Кобылкину в письме в конце декабря 2019 г. («Ведомости» ознакомились с содержанием документа, его подтвердил представитель Титова).
Компании покупают на аукционе лицензию на добычу полезных ископаемых, стоимость которой может достигать сотен миллионов рублей. Но на этапе заключения договора на аренду участка узнают, что месторождение полностью или частично расположено в зоне особо защитных участков лесов, что делает его эксплуатацию затруднительной, приводит к убыткам как из-за невозможности вести добычу, так и из-за штрафов за невыполнение лицензионных условий, указано в письме.
Ранее золотодобытчики Забайкальского края обратились к Титову за помощью, рассказал представитель бизнес-омбудсмена. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае Виктория Бессонова в письме Титову (было направлено в начале декабря, «Ведомости» ознакомились с содержанием письма, его подтвердил представитель Титова) пишет, что золотодобывающие предприятия региона сталкиваются с угрозой остановки деятельности из-за противоречий в законодательстве. Лесной кодекс разрешает освоение таких участков, а распоряжение правительства № 849 запрещает. Согласно распоряжению предприниматели не могут разместить на таких участках карьеры, отвалы, промплощадки – все то, что необходимо при золотодобыче. Предприниматели, которые решают следовать Лесному кодексу и все же ведут золотодобычу на таких участках, подвергаются уголовному преследованию, описывает ситуацию Бессонова.
Такие законодательные противоречия угрожают развитию золотодобывающей отрасли и могут вообще привести к остановке деятельности золотодобывающих предприятий региона, пишет Титов Кобылкину. По словам бизнес-омбудсмена, с такой проблемой сталкиваются также предприятия Республики Бурятии, Пермского края, Московской, Свердловской и Челябинской областей и Ханты-Мансийского автономного округа. Титов считает, что необходимо предварительно информировать участников конкурсов о нахождении месторождений в зонах особо защитных участков лесов и снижать барьеры на выполнение работ по их обустройству.
В Забайкальском крае 275 предприятий имеют лицензию на добычу золота. 82 из них – градообразующие, приводятся данные в письме Бессоновой Титову. По данным АКРА, в 2018 г. Забайкалье было восьмым регионом России по добыче золота: в регионе было произведено 11,3 т золота (4% добычи в стране).
Проблема выставления плохо проработанных лицензий на продажу является одной из основных причин отсутствия интереса инвесторов к мелким золотодобытчикам, говорит старший директор АКРА Максим Худалов: «Добыча золота в стране в случае устранения законодательных противоречий могла бы вырасти на 25–30% и увеличить налоговые поступления в бюджет от отрасли». По его оценке, региональный бюджет недополучает НДПИ около 15 млрд руб. ежегодно.
Проблема есть, но нет очевидных путей ее решения, рассуждает директор департамента стратегического маркетинга НАО «Евроэксперт» Евгения Шалихманова. Снятие ограничений для золотодобытчиков при разработке месторождений, в границах которых находятся особо защитные участки лесов, чревато серьезными последствиями, в том числе возникновением чрезвычайных ситуаций. К особо защитным участкам лесов относятся, например, участки лесных насаждений, препятствующих размытию берегов рек и формированию оползней, продолжает она. «Но и отказ от предложения на торгах перспективных участков, на которых добыча затруднена наличием особо защитных участков лесов, тоже не выход: добыча там рано или поздно все равно будет вестись, но уже нелегально», – заключает Шалихманова.
Предложение Титова имеет значение для развития мелких золотодобывающих артелей, уверен Худалов. Геологические службы крупных компаний способны самостоятельно досконально изучить лицензионный объект перед выходом на аукцион и убедиться в отсутствии особо защитных участков лесов либо разработать план добычи, который не затрагивает эти участки, отметил он.
Основная проблема, препятствующая развитию золотодобывающей отрасли в России, – несоответствие разных нормативных документов и огромных временных сроков по внесению корректировок, уверен акционер Eurasia Mining (разрабатывает месторождения драгоценных металлов на Урале и Кольском полуострове) Алексей Чураков.
Например, выделение лесов в особо защитные участки лесов в Свердловской области сейчас производится по таксации 1998 г. «В то время – до выхода постановления правительства № 849 – не имело значения, твое месторождение находится в зоне особо защитного участка леса или нет, драгметаллы можно было добывать, – приводит пример Чураков. – С выходом этого постановления в 2013 г. стало нельзя». При этом в 2011 г. Рослесхоз выпустил лесоустроительную инструкцию, которая вроде бы вновь многое разрешала золотодобывающим предприятиям, но новую таксацию лесов так и не провели, отмечает он.
Представители Минприроды и Рослесхоза в четверг вечером не ответили на запросы «Ведомостей».