Utair заказала 30 Boeing новейшего поколения стоимостью около $1,7 млрд

Это крупнейший разовый заказ российской авиакомпании на такие самолеты
Это крупнейший заказ российской авиакомпании на новейшие ремоторизированные самолеты Airbus или Boeing
Это крупнейший заказ российской авиакомпании на новейшие ремоторизированные самолеты Airbus или Boeing / Андрей Гордеев / Ведомости

В начале апреля Utair заказала 30 самолетов Boeing 737 MAX, сообщил Boeing в ежемесячном отчете о новых контрактах. Гендиректор Utair Андрей Мартиросов это подтвердил. «Речь идет о модели Boeing 737 MAX 8, – говорит топ-менеджер. – Первые два судна из этого заказа мы получим в 2019 г.». Наблюдательный совет Utair одобрил лизинговые контракты на 2019–2020 гг., дальнейшие поставки будут зависеть от конъюнктуры рынка, продолжает Мартиросов. Обновление флота планируется завершить в 2025 г., добавил он.

Каталожная цена Boeing 737 MAX 8 – $117,1 млн. Она используется для расчета авансов при заключении контрактов, реальная цена самолета при крупном заказе составляет примерно 50% от каталожной. Соответственно, заказанные Utair самолеты могут стоить около $1,76 млрд.

Это крупнейший разовый заказ российской авиакомпании на самолеты Airbus или Boeing новейших поколений. Хотя в целом больше судов заказала S7 Group (ее авиакомпании «Сибирь» и «Глобус» работают под брендом S7) – 37 самолетов, в том числе 10 Boeing 737 MAX 8 (первые поступят этой осенью) и 27 Airbus 320/321 neo (уже получила четыре, по данным Росавиации).

MAX и neo – новейшие модели самых популярных в мире среднемагистральных узкофюзеляжных судов Boeing 737 и Airbus 320. Они начали поставляться авиакомпаниям в 2017 и 2016 гг. соответственно. За счет новых двигателей они потребляют меньше топлива – до 15% ниже по сравнению с предшественниками, имеют большую дальность полета и более высокий уровень комфорта.

Utair начинала программу обновления флота в 2013 г. именно с крупного заказа у Boeing, напоминает Мартиросов. Компания успела получить первые шесть судов, но из-за кризиса в авиаперевозках в 2015–2016 гг. самолеты были возвращены лизингодателю, продолжает он: «Впоследствии мы трансформировали оставшуюся партию в заказ на 30 Boeing 737 MAX 8». Эти суда заменят меньшие по вместимости Boeing 737-500, за счет чего будут увеличиваться общая кресельная емкость и топливная эффективность Utair, продолжает он. При этом парк компании расти не будет. Флот Utair состоит из 65 самолетов, в том числе 32 Boeing 737-500 вместимостью 126 кресел. Boeing 737 MAX 8 вмещают до 178 пассажиров в двуклассной компоновке и до 210 в моноклассной.

Utair – единственная крупная авиакомпания, которая в последние годы не обновляла и не увеличивала флот. Наоборот, в 2014–2015 гг. флот сократился почти вдвое по программе повышения эффективности. Это помогло авиакомпании в конце 2015 г. реструктурировать банковский долг на 43 млрд руб. В январе – марте Utair перевезла 1,7 млн пассажиров (+15,9%), это третий результат в России после групп «Аэрофлот» и S7.

Самолеты Boeing 737-500 в парке Utair примерно ровесники века, затраты на техобслуживание возрастных судов велики, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Эффективность этой модели также относительно невысока из-за небольшой вместимости. Выбор в пользу более дорогих, но и более эффективных MAX понятен: среднее плечо в России длиннее, чем в Европе, а цены на керосин только растут вне зависимости от цен на нефть, добавляет эксперт.

Это крупнейший заказ российской авиакомпании на новейшие ремоторизированные самолеты Airbus или Boeing