Первые укороченные SuperJet SSJ75 получат силовики
Главным зарубежным заказчиком нынешней модели SSJ100 может стать ИранПервый полет укороченной версии самолета SuperJet SSJ100, которая имеет рабочее название SSJ75, запланирован на конец 2021 г. Первыми эксплуатантами SSJ75 будут силовые структуры – поставки им начнутся в 2023 г., коммерческим заказчикам – в 2024-2025 гг., рассказал президент компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию – ОАК) Александр Рубцов.
Специальный летный отряд «Россия» администрации президента может потенциально заказать 10 SSJ75, Минобороны – 30–40 самолетов (они будут менять стоящие на вооружении Ту-134), заказ МЧС обсуждается, добавил Рубцов.
Работа над версией SSJ75 началась в феврале этого года. Предварительную заявку на 100 таких самолетов подала S7 Group, крупнейший частный и второй после «Аэрофлота» перевозчик в России. 26 апреля на турецком авиашоу в Анталье EurasiaAirshow планируется подписание соглашения о намерениях S7 и ГСС, рассказали два человека, близкие к сторонам сделки.
Как улучшить SuperJet
Вместимость SSJ75 будет 75–88 кресел в зависимости от шага между креслами. В новой версии будут использованы новые материалы – алюминиево-литиевые сплавы для фюзеляжа, в котором будет обновленная кросс-секция, и композитные материалы для крыла и хвостового оперения, рассказал Рубцов. Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского в настоящее время разрабатывает по заказу ГСС несколько вариантов нового крыла для самолета, оно будет меньше по площади. У SSJ75 новое, облегченное шасси. Все это, сказал Рубцов, должно снизить вес пустого снаряженного самолета более чем на 10% – таково требование и коммерческого, и государственных заказчиков. Также он сможет садиться и взлетать с укороченной полосы – 1,3–1,4 км.
SSJ100 по эффективности уступают иностранным самолетам: их средний налет в России до 2016 г. (по 2017 г. еще нет данных) – не более 4 часов в сутки, а Airbus и Boeing – 9 часов в сутки. Причины – в более частых поломках и длительных сроках поставки запасных частей.
SSJ75 будет серьезно доработан: в базовой версии использовано много наработок военной авиации, а они снижают эффективность судна. Из 75-кресельной версии все это будет вычищено, рассказывал человек, близкий к ОАК, будет решен и вопрос со сроками поставки запасных частей.
Из-за существующих проблем программа SSJ100 развивается медленно, в 2011–2017 гг. произведено всего 156 самолетов, поставки в лучшие годы составляли 37 и 34 самолета (в 2014 и 2017 гг.), а для безубыточности надо поставлять минимум 40. До сих пор самолет получают в основном либо госструктуры и госкомпании (МЧС, «Аэрофлот», «Газпром авиа», «Ямал», «Якутия»), либо небольшие перевозчики (мексиканская InterJet, ирландская CityJet, «Ираэро»).
Государству нужно, чтобы первую гражданскую авиастроительную программу поддержала такая компания, как S7, – крупный рыночный игрок, рассказывал человек, близкий к ОАК. Сейчас рыночная цена SSJ100 достигает $30–31 млн, уменьшенная версия должна стоить не дороже $26–27 млн, рассказывал человек, близкий к ОАК.
Рекордный зарубежный заказ
В среду на EurasiaAirshow компания ГСС подписала два рамочных соглашения о поставке иранским авиакомпаниям Iran Air Tours и Aseman по 20 SSJ100. Исходя из нынешней цены самолетов, стоимость этих соглашений примерно $1,2 млрд. Но это будут суда доработанной модификации, доля российских комплектующих в них вырастет на 10–15% (до 50–60%), что позволит снизить стоимость, рассказал Рубцов. Российскими у этих судов будут интерьеры, электросистемы, гидравлика. «Мы ведем большую работу с потенциальными российскими поставщиками комплектующих исходя из критериев цены и качества», – добавил Рубцов. Поставки по этим соглашениям предполагается начать в 2020 г. и завершить в течение двух лет, до конца года компания планирует согласовать твердые контракты, рассказал Рубцов.
Если этот контракт состоится, то Иран станет крупнейшим получателем российского самолета SSJ100, а каждая из авиакомпаний – вторым по величине иностранным эксплуатантом. Контракт на 30 SSJ100 есть у мексиканской Interjet, но она получила пока 22 судна, сроки поставок остальных неизвестны. Контракт на 15 судов у ирландской CityJet, получила она пока семь самолетов.
Под единым брендом
«Мы очень серьезно думаем над единым [самолетным] брендом», – рассказал Рубцов. Осенью 2017 г. ОАК начала процедуру объединения входящих в нее компаний и холдингов, в ходе которой должна быть сформирована единая компания по гражданскому авиастроению. Помимо ГСС в гражданском сегменте работает корпорация «Иркут» (разрабатывает среднемагистральный самолет МС-21, начало поставок запланировано на конец 2019 г.). В создании SSJ75 будут участвовать инженеры «Иркута», продолжает Рубцов, а после создания единой гражданской компании не исключен переход на единый бренд и в названии самолета. «Вероятно, скоро объявим конкурс на лучшее название», – заключил он.