Россия не станет запрещать поставки титана для Boeing и Airbus
Пострадать от этого могла бы «ВСМПО-Ависма»«Зачем принимать решения, которые отрицательно скажутся на наших предприятиях, на наших производителях?» – риторически спросил министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью телеканалу «Россия 24» (цитата по «Интерфаксу»).
13 апреля на рассмотрение Государственной думы было вынесено предложение о контрсанкциях в ответ на «недружественные действия США и (или) иных иностранных государств». Инициаторами законопроекта выступили лидеры парламентских фракций и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Они предложили ввести ограничения на импорт американских товаров (сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, лекарств, алкоголя, табака). Кроме того, было предложено наделить правительство правом останавливать международное сотрудничество России и российских компаний в атомной отрасли, авиастроении и ракетно-двигательной отрасли с США и компаниями с долей американского капитала более 25%.
«ВСМПО-Ависма» – один из крупнейших производителей титана в мире и единственный в России. Ежегодно корпорация производит около 40 000 т металла, 70% отгрузки приходится на экспорт, в том числе на американский рынок. В США среди контрагентов корпорации Boeing (35% используемого титана – российского происхождения) и производитель авиадвигателей Pratt & Whitney. В Европе российский титан обеспечивает 65% потребностей французской Airbus, поставляется в том числе британской Rolls-Royce и французской Snecma (производители авиадвигателей). Кроме того, совместное российско-американское предприятие Ural Boeing Manufacturing (расположено в Свердловской области) производит для Boeing и Airbus заготовки и детали из титана.
«Мы надеемся на мудрость и дальновидность российских законодателей, которые, по нашему убеждению, не могут принять решение, способное негативно отразиться на российской титановой отрасли и экономике страны в целом», – отреагировала «ВСМПО-Ависма» на законопроект. Нарушение уже имеющихся контрактов и устоявшихся за 30 лет партнерских отношений может лишить компанию места на мировом рынке, говорилось в сообщении. Кроме того, от производства титана в Уральском регионе зависит более 20 000 человек, напомнила компания.
Правительство рассчитывает, что на поставки российского титана новый законопроект распространен не будет, следует из слов Мантурова. «Можно, конечно, уподобляться, например, коллегам с Украины, когда они запретили поставку своих газовых турбин для судостроения, таким образом отказавшись от постоянного, стабильного покупателя со стороны России. У них теперь отсутствует такой заказчик, зато у нас появилось собственное производство, собственные компетенции», – сказал Мантуров.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов считает это разумным решением: «ВСМПО в массе своей продает не просто титан, а титановые поковки, штамповки и прокат. Эта продукция крайне сложна в производстве. Отказ от поставок Boeing и Airbus приведет к простою этих производств, их будет просто нечем загрузить». В авиакосмическом секторе мирового титанового рынка ВСМПО занимает долю около 30%, говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Основные конкуренты тут американские Timet и Arconic, а также ряд кузнечных предприятий. На индустриальном рынке ВСМПО занимает долю около 25%, конкурируя с японскими Toho Titanium и Osaka Titanium.