«Лаборатория Касперского» стала совладельцем стартапа ForPeople
Главным продуктом этой компании является HR-система, аналогичная ПО ушедшей из России SAP«Лаборатория Касперского» купила 49% долей ООО «Фопипл» (бренд ForPeople), которое разрабатывает аналог американской HR-платформы SAP – GP OrgManager. Это «Ведомостям» рассказал представитель «Лаборатории Касперского» и подтвердил директор по развитию ForPeople.
ForPeople – российская компания, работающая с 2019 г., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В 2021 г. чистая прибыль ООО составляла 1,4 млн руб., выручка – 7 млн руб. Компания является резидентом «Сколково», ее продукты входят в реестр отечественного ПО, указано на ее сайте.
«Лаборатория Касперского» выкупила долю у основателей стартапа Анастасии Панасюк и Михаила Гуренкова. До сделки они владели долями в 57,6 и 38,4% соответственно. После сделки у Панасюк осталось 28,2% долей в ООО, у Гуренкова – 19,6%, отметил представитель «Лаборатории Касперского». Еще одним совладельцем «Фопипл» с 4%-ной долей является Александр Орлов.
По словам директора по развитию ForPeople Иосифа Панасюка, основной продукт компании – это GP OrgManager, которая обеспечивает цифровизацию организационного управления и основных HR-процессов предприятий. До последнего времени одним из главных конкурентов компании в России был платформа SAP SuccessFactors Employee Central.
В начале марта SAP сообщила, что приостанавливает заключение новых контрактов в России, но продолжит поддерживать клиентов в рамках договоров, насколько это позволят санкции и ограничения экспортного контроля. В России ПО от SAP использовали «Сбер», «Газпром» и многие компании малого и среднего бизнеса. SAP предлагала системы управления ресурсами предприятия (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), управления цепочками поставок (SCM) и управления производством (ERP Production Planning, MES, EAM, CAD). 19 апреля компания объявила, что окончательно уходит из России, т. е. полностью перестает работать с российскими заказчиками и поддерживать локальные версии продуктов.
До покупки доли в ForPeople аналогичных проектов в сфере HR-технологий у «Лаборатории Касперского» не было, поэтому для антивирусной компании это выход на новый рынок, добавил представитель «Лаборатории Касперского». По его словам, в первую очередь планируется продавать решения ForPeople в России, в дальнейшем – постепенно выходить за рубеж. Главным образом речь идет о рынках Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки, а также о Китае, Индии и Бразилии, уточнил Панасюк. В ближайшее время ForPeople займется расширением функционала платформы, связанного с оценкой производительности, управлением компенсациями и бюджетированием затрат на персонал, добавил представитель «Лаборатории Касперского».
Направление HRtech сейчас активно развивается, одного доминирующего игрока в сегменте нет, отмечает управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел. Наиболее интересны такие решения компаниям с большим штатом, в особенности с персоналом на массовых позициях, например ритейлерам, добавляет он.
По всему миру этот рынок огромен, говорит вице-президент по операционному управлению Ancor Алексей Миронов, уточняя, что крупнейшие IT-корпорации активно инвестируют в направление. ForPeoplе – «одна из многих» компаний сектора, завоевавшая небольшой пул клиентов, считает он. «Такие компании и выбираются корпорациями для инвестиций и масштабирования», – добавил Миронов.
Сумму сделки и другие ее условия стороны не раскрывают. Эксперты оценивают ее в диапазоне 30–100 млн руб. С учетом выручки ForPeople в 7 млн руб. за 2021 г. максимальная оценка компании может составлять около 56 млн руб., а 49% могут стоить 28 млн руб., считает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын.
Сделка больше похожа на покупку команды и продукта, чем на покупку бизнеса или клиентской базы, добавил директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев. В таких случаях цена формируется из стоимости разработки плюс премия за time-to-market (время от начала разработки идеи до выхода решения на рынок. – «Ведомости»), пояснил он. По оценке эксперта, 49% компании могли стоить до 50 млн руб. «В большинстве случаев крупные компании не смотрят на time-to-market, решая, что разработать самим проще и понятнее», – отметил Калаев.
Источник «Ведомостей» в крупной инвесткомпании считает, что сумма сделки может находиться в диапазоне от 50 млн до 150 млн руб., но, скорее всего, она «ближе к 60 млн руб.».
По мнению Делицына, эта сделка могла быть интересна «Лаборатории Касперского» из-за планов ForPeople по экспансии за рубеж, так как у самой компании возникли проблемы на международных рынках из-за специфики ее работы. «Эта «дочка» к кибербезопасности прямого отношения не имеет, так что вполне может расширяться, не встречая больших препятствий», – отметил аналитик. Кроме того, «Лаборатория Касперского» может планировать разработку собственной системы управления предприятием, частью которой станет ForPeople, а спрос на такое ПО будет расти на фоне ухода зарубежных игроков, считает Делицын.
«Эта сделка – хороший сигнал для рынка и пример для других корпораций», – считает Калаев. В ближайшие 2–4 года произойдет передел сферы корпоративных HR-процессов, так как из-за ухода иностранных вендоров значительная часть больших компаний будет выбирать новые продукты, прогнозирует он.