Умные камеры будут следить за российскими школьниками

Системой видеонаблюдения с функцией распознавания лиц оснастят все 43 000 школ
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Российские школы оснастят камерами с функцией распознавания лиц. Они помогут обеспечить безопасность детей, отследить, когда ребенок пришел в школу или покинул ее, выявить посторонних в помещениях. Заказчиком выступили региональные департаменты образования, а подрядчиком – Национальный центр информатизации (НЦИ, входит в ГК «Ростех»). Сведения о покупке таких систем есть на сайте госзакупок, стороны подтвердили «Ведомостям» факт сотрудничества. Общая сумма контрактов превышает 2 млрд руб., подсчитали «Ведомости».

НЦИ отвечал за интеграцию всех решений в комплексном проекте. Среди поставляемого оборудования – системы видеонаблюдения, которые используются для повышения безопасности детей во время учебного процесса (коридоры, залы, лестницы), а также камеры для наружного видеонаблюдения, для обеспечения безопасности периметра и прилегающей территории школ, рассказал представитель НЦИ. За их разработку для закупки отвечала компания «Элвис-неотек» (портфельная компания «Роснано»), объяснил представитель компании Евгений Лапшев.

Проект – часть национальной программы «Цифровая экономика»: она предусматривает в том числе комплексное оснащение образовательных учреждений страны системами видеонаблюдения и мониторинга безопасности, объяснил представитель «Элвис-неотека». На первом этапе системы видеонаблюдения уже были поставлены в 1608 общеобразовательных учреждений в 12 регионах, рассказал представитель НЦИ. В будущем систему планируется развернуть во всех более чем 43 000 российских школ, обещает Евгений Лапшев. 

Для пилотного проекта «Элвис-неотек» поставил более 28 000 камер, сообщил представитель компании, по цене около 10 000 руб. за штуку. На создание периметра наблюдения для одного учреждения необходимо около 20 камер, объяснил он. Все камеры подключены к платформе Orwell ‒ это система видеонаблюдения с возможностями компьютерного зрения. Дополнительно в систему был интегрирован модуль распознавания лиц от NtechLab (также входит в ГК «Ростех»), говорит Лапшев. Ранее эта компания стала поставщиком технологии поиска лиц в видеопотоке для московского правительства.

Решение NtechLab позволяет в режиме реального времени определять лица в видеопотоке, сверять их со списками мониторинга и отправлять уведомления при обнаружении совпадений, объясняет представитель компании. Таким образом, с помощью системы можно контролировать нахождение на территории образовательного учреждения только авторизованных посетителей и моментально реагировать на появление нежелательных и незнакомых лиц как в здании, так и на территории, продолжает он. Потенциально систему также можно использовать для ведения учета рабочего времени сотрудников и вместо произведения переклички в классах, а еще – интегрировать с цифровым дневником, оповещать родителей о приходе и уходе учащихся, говорит представитель NtechLab. Занесение в базу лиц учащихся и их родителей происходит только после письменного согласия на обработку персональных данных, все базы хранятся локально, обработка информации также происходит на месте и никакая информация NtechLab не передается, уточнил он. Все базы локальны и хранятся только в школах, подтвердил Лапшев.

Осенью Минпросвещения разъяснило правила применения средств видеонаблюдения непосредственно в помещениях детсадов и школ во время занятий: оно допустимо исключительно с согласия всех участников образовательных отношений, включая сотрудников организации и родителей, писали «Известия».

Платформа Orwell, кроме того, может обнаружить возгорания и задымления, оставленные предметы, нахождение людей в запретных зонах, может определить их количество, а также снабжена алгоритмами, обеспечивающими эффективную работу всей системы при любых помехах, времени суток, погоде и т. д, говорит Лапшев и добавляет, что, помимо обеспечения безопасности, камеры также могут использоваться в целях дистанционного обучения. Проект очень сложный, продолжает он, в него должно быть интегрировано множество различных систем, в том числе системы связи, системы контроля и управления доступом, хранения данных, цифровых решений для организации видеотрансляции, самого образовательного процесса и др. В тех образовательных учреждениях, которые уже были оснащены камерами видеонаблюдения, их демонтаж не предполагается, они будут подключены к новой системе, обещает Лапшев.

Умные камеры формируют цифровую среду в российских школах и расширяют возможности дистанционного обучения, важность которого трудно недооценить после опыта пандемии, заключает зампред правления «Роснано» Дмитрий Пимкин.