Евросоюз готовит масштабную реформу регулирования онлайн-платформ

Оно не менялось 20 лет, нужно определить ответственность компаний и установить общие правила в регионе
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Еврокомиссия начала публичные консультации по поводу разрабатываемого закона о цифровых услугах (Digital Services Act). Он должен изменить регулирование онлайн-платформ и сформировать единые правила на территории Евросоюза.

Правовые рамки для цифровых услуг на территории ЕС не менялись с 2000 г., говорится в заявлении ЕК. Но с тех пор многое изменилось. «Онлайн-платформы стали играть важную роль в нашей жизни, экономике и демократии. Вместе с этим растет и ответственность», – заявил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон.

Работа над новым законом будет идти в двух основных направлениях. Первый набор правил касается ответственности поставщиков цифровых услуг, в том числе за контент, публикуемый пользователями. Здесь необходимо найти баланс между безопасным интернетом и защитой свободы слова. Второй набор правил посвящен честной конкуренции, ведь сейчас на этих рынках доминируют несколько крупных компаний, в частности Google и Facebook.

Кроме того, для укрепления единого европейского рынка необходимы общие правила. Пока же страны действуют по отдельности. Так, Франция в мае приняла закон, требующий от социальных сетей и других сайтов удалять относящийся к терроризму контент в течение часа после его появления. Иначе компаниям будут грозить штрафы в размере до 4% от глобальной выручки. Критики отмечают, что только интернет-гиганты способны постоянно отслеживать подобный контент и быстро удалять его. Германия приняла свое законодательство против высказываний, разжигающих вражду и ненависть, которое обязывает компании передавать органам власти IP-адреса людей, публикующих такие высказывания. Новый закон ЕС призван устранить различия в правилах разных стран.

Консультации помогут ЕК узнать мнение по этим вопросам у онлайн-платформ; компаний, взаимодействующих с клиентами через интернет; органов власти; неправительственных организаций; ученых и остальных заинтересованных сторон. Свои ответы они должны прислать к 8 сентября. Ознакомившись с ними, ЕК обнародует предложения относительно закона. Ожидается, что это произойдет в конце 2020 г.

В мае гендиректор Facebook Марк Цукерберг призывал ЕС показать миру пример в регулировании онлайн-платформ. Многим странам может показаться «привлекательной» модель Китая, который не разделяет западные демократические ценности, отметил он, общаясь по видеосвязи с Бретоном. «Когда политику устанавливает Европа, зачастую это становится стандартом для всего мира», – сказал Цукерберг, приведя в пример принятые в ЕС правила обработки персональных данных (GDPR).

Цукерберг тогда подчеркнул, что регулирование отрасли необходимо. «Как частная компания мы не должны самостоятельно принимать так много важных решений о том, какой контент разрешать на наших платформах», – говорил он (цитата по The Irish Times).

Спустя всего пару недель после этой видеоконференции Facebook столкнулась с такой проблемой на фоне начавшихся в США беспорядков из-за гибели афроамериканца Джорджа Флойда по вине белого полицейского. Сотни сотрудников компании 1 июня устроили забастовку в знак протеста против решения Цукерберга не трогать пост президента США Дональда Трампа, в котором он назвал протестующих бандитами и предупредил их: «Когда начинается мародерство, начинается стрельба».

Twitter пометила у себя аналогичный пост Трампа как содержащий призывы к насилию. Сотрудники Facebook считают, что их сервис должен поступить так же. Но Цукерберг на встрече с сотрудниками на следующий день не согласился, что пост Трампа нарушает правила Facebook.

Новый закон ЕС будет касаться установления ответственности за качество не только публикаций, но и товаров, которые продаются на онлайн-платформах. Хотя вопрос борьбы с подделками и мошенничеством стоит очень давно, он обострился из-за пандемии COVID-19. В интернете появилась многочисленная продукция, продавцы которой ложно утверждают, что она поможет защититься от коронавируса. Также рекламируются и продаются медицинские препараты, которые якобы должны спасти от заболевания, хотя подтверждений этому нет. Официально еще нет ни одной вакцины от COVID-19, а некоторые лекарства, применяемые в клинических испытаниях (например, ремседивир от американской Gilead Sciences), дают положительный, но пока частичный эффект.

Главный вопрос, который должен быть урегулирован в законе, – какова ответственность платформ за обеспечение качества продаваемого товара, пояснил Financial Times европейский чиновник. Найти баланс здесь непросто. Например, как eBay может нести ответственность за то, что продается на ее платформе, если она никак не связана с этим товаром, задается вопросом другой чиновник ЕС.