Волнения в США становятся все более важным фактором выборов
Дональд Трамп тоже может извлечь из них пользуПротесты в США продолжаются уже неделю. Они начались в городе Миннеаполис штата Миннесота, после того как 25 мая афроамериканец Джордж Флойд был убит при задержании группой белых полицейских. На следующий день там начались массовые демонстрации, которые позже переросли в столкновения с полицией и погромы, а затем распространились и на другие штаты. Акции не прекратились даже после ареста Дерека Човина – полицейского, задушившего Флойда. В выходные, 30–31 мая, десятки тысяч человек снова вышли на улицы Миннеаполиса, а также Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, Денвера, Хьюстона, Атланты, Луисвилла и других городов. В 15 штатах для обеспечения порядка привлечены силы Национальной гвардии.
Президент США Дональд Трамп и его наиболее вероятный соперник на предстоящих ноябрьских выборах, бывший вице-президент Джозеф Байден резко осудили убийство Флойда и выразили соболезнования его семье. Однако действия протестующих кандидаты оценили по-разному: Трамп неоднократно называл демонстрантов леворадикальными анархистами и призывал активнее использовать силы Нацгвардии и военных для восстановления порядка. Байден также осудил насилие со стороны протестующих, но в то же время выразил солидарность с их требованиями по искоренению системного расизма в США и даже посетил одну из акций в родном городе Уилмингтон в штате Делавэр, передает The Hill. Убийство Флойда усилит общественное давление на Байдена, с тем чтобы тот выбрал кандидата в вице-президенты из числа афроамериканцев, пишет издание.
Протесты такого масштаба обязательно повлияют на выборы, но вот в какую сторону – пока не понятно, поясняет президент Центра политических технологий Борис Макаренко: «Вопрос в том, как протесты закончатся и с каким настроением из них выйдет афроамериканский и левый электорат, симпатизировавший кандидату от демократов Берни Сандерсу. Понятно, что за Трампа они и раньше не хотели голосовать, а теперь и подавно. Но будут ли они достаточно мобилизованы, чтобы прийти проголосовать против, – не ясно». Возможно, они разочаруются во всем американском истеблишменте, включая Байдена, считает политолог. По его словам, именно этого добивается Трамп: «Не случайно он так активно атакует мэра Миннеаполиса из демпартии, а Байден, наоборот, его защищает и вообще старается завоевать симпатии афроамериканцев и левых». Здесь важно понимать электоральные различия внутри штатов, уточняет Макаренко: «Протесты в основном проходят в крупных городах, которые считаются вотчиной демократов. Например, в Миннесоте [бывший кандидат в президенты от демократической партии Хиллари] Клинтон в 2016 г. выиграла с минимальным отрывом, поскольку в городах-близнецах Миннеаполисе и Сент-Поле ее поддержало большинство, а вот глубинка всегда была более прореспубликанской. Решающее значение имели пригороды. Скорее всего, так будет и на этих выборах: люди из пригородов ездят на работу в крупный город, и то, что там происходит, вполне может отшатнуть их от демократов». В целом, резюмирует эксперт, влияние любых факторов на кампанию – и протестов, и пандемии коронавируса – предсказать сложно из-за крайне высокой степени партийной поляризации в американском обществе, которая проявляется в абсолютно любых вопросах: например, более 80% демократов выступают за сохранение ограничений, введенных из-за коронавируса, а среди республиканцев этот же показатель не достигает даже 40%.
Протесты будут иметь неоднозначное влияние на выборы, согласен профессор политологии Высшей школы экономики Израэл Маркес II: «Байдену будет сложно удержать поддержку афроамериканцев и выиграть голоса молодых избирателей. Восприятие его реакции на происходящее может либо закрепить этих избирателей за ним, либо ухудшить его позиции, но никак не усилить. А победить без высокой явки в этих группах он не сможет, даже если убедит часть колеблющихся избирателей и умеренных республиканцев голосовать за него». Если афроамериканцы и самые молодые избиратели останутся дома, разочаровавшись в происходящем, Байден, вероятнее всего, проиграет, полагает Маркес. По его словам, Трамп, по всей видимости, сможет использовать происходящее для мобилизации своей избирательной базы вне зависимости от развития событий: «Однако, если ситуация продолжит ухудшаться, среди колеблющихся избирателей из городских пригородов и умеренных республиканцев может укорениться мнение, что Трамп не может остановить кризис и что его нужно заменить».
Главным преимуществом Байдена – как бывшего вице-президента Барака Обамы – с самого начала была поддержка афроамериканского населения и потерять ее он, конечно, никак не может себе позволить, полагает президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Поэтому, по его словам, было понятно, что на протестах с повесткой Black Lives Matter отсидеться у Байдена не получится. «Кроме того, в последнее время его кампания буксовала и была как бы лишена собственного содержания, а активная позиция по протестам дала ему возможность вернуться в повестку. Однако эта же позиция может и отрицательно сказаться на его образе, если он начнет ассоциироваться с погромами», – считает он.
Для Трампа эффект протестов тоже пока неоднозначен, разъясняет Минченко: «С одной стороны, сам факт нестабильности в предвыборный год, конечно, не в плюс действующему президенту. С другой стороны, это несет определенные возможности с точки зрения консолидации республиканской базы. И Трамп ими уже активно пользуется, постоянно указывая на то, что против него выступают экстремисты, не способные ни на что, кроме грабежа, и намеревающиеся подорвать конституционный порядок. Для сторонников Трампа погромы могут стать дополнительным доказательством его правоты». В целом не столь важно, как повлияют протесты на электоральные настроения вообще, подчеркивает политолог. По его мнению, наибольшее значение все равно будут иметь колеблющиеся штаты, и особенно «ржавый пояс», поэтому надо следить за протестной динамикой именно там.