В России появились тарифы без голосовой связи и интернета

Их подписчики общаются только в мессенджерах
Некоторым пользователям вполне достаточно мессенджеров и социальных сетей
Некоторым пользователям вполне достаточно мессенджеров и социальных сетей / Евгений Разумный / Ведомости

Сегодня «дочка» «Мегафона» «Скартел» (работает под брендом Yota) представит новую тарифную сетку, рассказал «Ведомостям» представитель компании: подписанные на новые тарифы абоненты смартфонов смогут полностью отказаться от голосовой связи и пользоваться только мобильным интернетом. А в Москве и Московской области можно будет отказаться и от мобильного интернета и платить «Скартелу» лишь за пользование мессенджерами, сообщил представитель оператора.

В московской тарифной сетке «Скартела», с которой ознакомились «Ведомости», указано, что безлимитный доступ к одному мессенджеру, например WhatsApp, обойдется в 15 руб. в месяц, а к любой выбранной социальной сети – в 25 руб. Например, безлимитный доступ к Facebook, Facebook Messenger, Instagram и WhatsApp (без голосовой связи интернета) обойдется в 65 руб. в месяц, говорится в материалах Yota. Неограниченный просмотр роликов на YouTube.com тарифицируется отдельно и стоит 60 руб.

Отдельно пакеты интернета (от 2 до 30 Гб) в Москве у «Скартела» стоят 200–380 руб. в месяц. Докупить можно и голосовой трафик – 100–700 минут обойдутся в 50–400 руб. На действовавших до сих пор тарифах Yota минимальный голосовой пакет составлял 200 минут.

Изначально Yota создавался как оператор беспроводного интернета, поэтому и отказ от традиционной телефонии компания не считает критичным для себя, говорит представитель оператора. Также новые тарифы вряд ли станут катализатором ценовой войны на сотовом рынке, продолжает он. Тех, кто пользуется только мессенджерами, и даже тех, кто пользуется лишь интернетом, игнорируя традиционную телефонию, пока немного, объясняет он.

По данным опроса EY, в феврале 8% россиян чаще пользовались для звонков мессенджерами, чем коммутируемым соединением, предполагающим набор номера; 31% опрошенных звонили через мессенджеры по меньшей мере не реже, чем по телефону.

Операторы подстраивают под пользование мессенджерами (а также под все увеличивающийся спрос на мобильный интернет) свои тарифные сетки. В марте «Мегафон» увеличил на 25–100% включенный в пакеты интернет-трафик на тарифах «Включайся!», а также дал бесплатный доступ подписчикам всех тарифов к Facebook Messenger, Telegram, «Там там» и Snapchat.

Чуть позже «Вымпелком» представил тарифы, в которых интернет-трафик можно наращивать, уменьшая количество включенных в пакет минут, и наоборот.

У МТС есть поминутный и помегабайтный тариф «Супер МТС» без абонентской платы – за 4 руб. в день (т. е. около 120 руб. в месяц) – к нему можно подключить опцию с безлимитным доступом к Facebook, «Одноклассникам», Instagram, Viber, WhatsApp и др., рассказывает представитель компании Алексей Меркутов. Это дает возможность пользоваться мессенджерами и социальными сетями, не платя ни за голосовую связь, ни за мобильный интернет, объяснил Меркутов.

Дешевый доступ к мессенджерам вряд ли станет сильным стимулом для массового переподключения абонентов к «Скартелу», считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Сложно представить пользователя смартфона, который пользовался бы только мессенджерами – и больше ничем, полагает он. Звонить с помощью онлайн-сервисов можно не везде и не всегда: например, там, где нет WiFi и плохо работает мобильный интернет, приходится делать обычные звонки, рассказывает Мирзабеков. Кроме того, до сих пор значительная часть российских абонентов пользуется кнопочными телефонами, в которых не может быть мессенджеров, констатирует он.

Предложение «Скартела» оригинально, но к ценовой войне и массовому перетоку абонентов вряд ли приведет, считает и гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. «Скартел» – нишевый виртуальный оператор (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) со специфическим профилем аудитории, полагает он. К Yota подключаются те, кто редко звонит, зато очень активно пользуется мобильным интернетом, отмечает Анкилов.

По данным «ТМТ консалтинга», к концу 2017 г. в России насчитывалось около 5,8 млн пользователей MVNO. «Скартел», обслуживающий около 4 млн абонентов, по оценке ТМТ, был первым по числу подписчиков. 2-е и 3-е места занимают «Ростелеком» и МГТС – на конец года у них было 828 000 и 270 000 сотовых абонентов, говорится в отчетах компаний.

Для комфортного пользования смартфоном мессенджеров недостаточно – необходим доступ к другим ресурсам, например облакам, поисковым системам, почте, онлайн-картам, а для этого без полноценного интернета не обойтись, уверен Меркутов.

Помимо мессенджеров среднестатистическому абоненту интересны и другие интернет-сервисы, поддерживает коллегу представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Бывают ситуации, когда даже продвинутому дата-пользователю нужен голос, полагает она.

Представители «Т2 РТК холдинга» (Tele2) и «Мегафона» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Некоторым пользователям вполне достаточно мессенджеров и социальных сетей