Телефонная связь уходит в мессенджеры
39% россиян звонят по ним чаще или не реже, чем по телефонуВ феврале этого года EY опросила россиян, как они пользуются сотовой связью. Данные EY базируются на опросе 1500 человек, 30% из них проживает в Москве, остальные – в городах с населением более 100 000 человек.
Выяснилось, что 8% респондентов чаще используют для звонков мессенджеры, чем традиционную телефонию (коммутируемое соединение, предполагающее набор номера). Еще 31% опрошенных звонят через мессенджеры по меньшей мере не реже, чем по телефону. Половина пользуется мессенджерами для звонков реже, чем телефоном, а 11% звонят по ним лишь тогда, когда недоступна сотовая связь.
Динамику пользования мессенджерами EY не приводит. Опрос проводился впервые, отмечает партнер EY Антон Устименко. В целом большинство респондентов отметили, что стали пользоваться мессенджерами для голосовой связи чаще, чем традиционной телефонией, говорит он. Это обусловлено удобством, ощущением большей безопасности и экономией.
Пользователи убеждены, что их разговоры в интернет-сервисах лучше защищены от прослушивания и перехвата, чем при разговоре по традиционной телефонной линии, отмечает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Это, скорее всего, заставит операторов пересматривать тарифы в сторону расширения пакетов интернет-трафика, считает он. Традиционная телефония и sms через некоторое время могут стать дополнительными услугами, не исключает Мирзабеков.
«Через мессенджеры я звоню значительно чаще, чем по телефону», – говорит президент «Евросети» Александр Малис. Это удобно и позволяет не думать о роуминге во время поездок, отмечает он. Также, по его словам, звонки через мессенджеры более приемлемы и по соображениям конфиденциальности. «Большинство звонков я делаю по телефону, но почти все международные звонки уже идут через мессенджеры», – рассказывает управляющий партнер фонда ru-Net Антон Иншутин. По его словам, это дешевле и к тому же качество связи зачастую выше, чем по обычному телефону. В Европе много мест, где с сотовым покрытием проблемы и, если собеседник находится рядом с точкой доступа WiFi, качество связи выше, отмечает Иншутин.
Наверное, звонить по мессенджерам дешевле и безопаснее, отмечает гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко. Но говорить по мессенджеру там, где нет WiFi или быстрого мобильного интернета, невозможно, отмечает он. Поэтому Кравченко предпочитает звонить по телефону. А мессенджеры он использует для переписки и пересылки файлов, фотографий.
Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов отмечает, что голосовой трафик на сотовых сетях рос до 2017 г., но затем наступил перелом. Но напрямую доходы операторов под влиянием мессенджеров не сокращаются. Абоненты пользуются пакетными тарифами, где плата за голос неотделима от платы за интернет, объясняет Анкилов. Но и возможности наращивать доходы у операторов уже нет, отмечает Анкилов.
Падение голосового трафика невелико, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Представитель МТС Дмитрий Солодовников указывает, что звонки через мессенджеры пока лишь дополняют телефонный трафик, но не замещают его.
Спада голосового трафика нет, голосовые услуги по-прежнему востребованы, говорит представитель «Т2 РТК холдинга» (Tele2). Но мессенджеры и социальные сети – один из основных источников интернет-трафика, поэтому оператор дает абонентам бесплатный доступ к ним, рассказывает он.
Популярность мессенджеров растет, признает представитель «Мегафона». Например, в новогоднюю ночь в этом году количество звонков через мессенджеры выросло на 15% по сравнению с прошлым годом, при этом трафик голосовой связи снизился на 6%, а трафик передачи данных вырос на 50%, перечисляет он.