Россияне не стали меньше говорить по телефону

Несмотря на популярность мессенджеров
По данным опроса EY, в феврале 8% россиян чаще пользовались для звонков  мессенджерами, чем коммутируемым соединением, предполагающим набор  номера
По данным опроса EY, в феврале 8% россиян чаще пользовались для звонков мессенджерами, чем коммутируемым соединением, предполагающим набор номера / Евгений Разумный / Ведомости

В 2017 г. голосовой трафик на сетях российских сотовых операторов, по данным Минкомсвязи, достиг 455,8 млрд минут – в 2016 г. было 452,1 млрд минут, всего на 1% меньше. Мобильный интернет-трафик вырос за год почти на 87% и достиг 6,5 Птб (6,5 млрд Гб).

Голосовой трафик стабилен, хотя мессенджеры для голосовых звонков используются все чаще, замечает представитель «Мегафона». У «Т2 РТК холдинга» (Tele2), по словам его представителя, голосовой трафик вырос за 2017 г. на 10%.

МТС, «Мегафон» и Tele2 не раскрывают показатель MoU (minutes of use – количество потраченных абонентом минут). А из отчета Veon следует, что MoU его «дочки» – «Вымпелкома» в IV квартале 2017 г. снизился по сравнению с IV кварталом 2016 г. на 3,6% и составил 323 минуты. Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева называет снижение незначительным, а потребление голосового трафика – значительным и сообщает, что выросла доля абонентов, говорящих более 300 минут в месяц. Представитель МТС отказался от комментариев.

В 2014 г. средний российский сотовый абонент говорил в месяц 342 минуты, а в 2017 г. – 354 минуты, сообщает управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев, показатель MoU не растет, поскольку достиг уровня естественной потребности массового абонента. Нет и падения трафика, констатирует он, стоимость услуг в расчете на 1 минуту или 1 Гб в России, и без того одна из самых низких в мире, продолжает падать.

По данным опроса EY, в феврале 8% россиян чаще пользовались для звонков мессенджерами, чем коммутируемым соединением, предполагающим набор номера; 31% опрошенных звонили через мессенджеры по меньшей мере не реже, чем по телефону. Но мессенджеры используют пока не так часто, чтобы из-за них заметно снизился обычный голосовой трафик, уверен Алексеев, примерно 40% россиян до сих пор не пользуются смартфонами, а значит, и мессенджерами, да и покрытие мобильным интернетом даже в самых крупных городах пока не идеально.

По словам Айбашевой, стабильное потребление голосового трафика учтено в новых тарифах «Вымпелкома», которые появятся во вторник. Их основное отличие – возможность отказаться от части эсэмэсок и минут и получить больше интернет-трафика. Например, в Москве вместо 300 эсэмэсок можно получить 1 Гб, а в тарифе за 1500 руб. (2000 минут и 30 Гб) можно вместо 500 минут получить 10 Гб. Можно и наоборот: в тарифе, где 300 минут и 3 Гб за 400 руб., 2 Гб меняются на 100 минут.

Голосовая выручка не растет, а то и падает – это общемировой тренд, рост доходов обеспечивается только передачей данных, говорил в 2016 г. «Ведомостям» президент МТС Андрей Дубовсков. У «Мегафона» выручка от традиционных голосовых услуг в 2017 г. продолжала снижаться, но ее сокращение в значительной степени компенсировал рост доходов от мобильной передачи данных за счет абонентов тарифной линейки «Включайся!», следует из отчета оператора.

Деление доходов от голоса, эсэмэсок и интернета становится все большей условностью – большинство абонентов пользуются пакетными тарифами, объясняют аналитик Sova Capital Александр Венгранович и гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: поступления от интернета и других услуг определяются внутренними стандартами учета компаний. Говорить о снижении доходов от голосовой связи можно из-за конкуренции операторов – уменьшается удельная стоимость минуты в пакетах, считает Венгранович. Традиционная телефония все больше воспринимается как дополнительная услуга – пользователи платят в первую очередь за интернет и воспринимают голос как бесплатное приложение, заключает он.

По данным опроса EY, в феврале 8% россиян чаще пользовались для звонков  мессенджерами, чем коммутируемым соединением, предполагающим набор  номера