Роскомнадзор запретил ссылаться в интернете на сайты нежелательных организаций

Закон «против Навального» и «Открытой России» разрешил блокировать СМИ за ссылки и цитаты
Руководитель федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков говорил «Ведомостям», что считает этот законопроект очередным «законом против Навального»
Руководитель федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков говорил «Ведомостям», что считает этот законопроект очередным «законом против Навального» / Евгений Фельдман для проекта «Это Навальный»

Роскомнадзор запретил средствам массовой информации распространять материалы нежелательных организаций и ставить ссылки на материалы таких организаций. Об этом говорится в разъяснении надзорной службы, опубликованном в среду.

«Обращаем внимание, что если материалы нежелательной организации распространяются на стороннем ресурсе, в том числе на сайте сетевого СМИ, Роскомнадзор должен ограничить доступ и к этим ресурсам», - говорится в сообщении Роскомнадзора.

Блокировать средства массовой информации и порталы без регистрации СМИ Роскомнадзор будет в случае, если такое требование поступит от Генпрокуратуры. «Такая обязанность (блокировка. - «Ведомости») наступает в том случае, если данные сторонние ресурсы указаны в требовании, поступившем из Генпрокуратуры», - говорится в сообщении.

Закон, регулирующий деятельность «нежелательных организаций», вступил в силу в России в 2015 г. С того времени в реестр сайтов, содержащих призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в несанкционированных публичных мероприятиях и материалы нежелательных организаций, вошло 11 организаций. Среди них «Открытая Россия», Национальный фонд в поддержку демократии, фонд «Открытое общество», Международный республиканский институт и другие.

В конце ноября вступили в силу поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и защите информации». Эти поправки позволяют блокировать на территории России сайты по требованию Генпрокуратуры без решения суда.

12 декабря был ограничен доступ к сайтам «Открытой России», Национального фонда в поддержку демократии, фонда «Открытое общество» и других. Гепрокуратура признала «Открытую Россию» Михаила Ходорковского и общественное сетевое движение «Открытая Россия» (оба – Великобритания) нежелательными организациями в апреле 2017 г. Представители «Открытой России» настаивают, что движение является российской организацией и нежелательной признано быть не может.

Закон против Навального

Кроме того, закон предусматривает возможность блокировки ресурсов и СМИ за призывы к массовым беспорядкам, экстремизму, участию в несанкционированных массовых мероприятиях, а также материалов иностранной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной, следует из поправок к закону.

Руководитель федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков говорил «Ведомостям», что считает этот законопроект очередным «законом против Навального». Информация о любых акциях вроде той, что была 12 июня, может повлечь блокировку сайтов Навального, говорил он: «К тому же мы, например, считаем, что встреча в Нижнем Новгороде была согласованной, а власти - нет. И теперь они во внесудебном порядке получат возможность блокировать сайты. А нам придется доказывать, что акции были согласованы. В российских судах это нереально».

Авторы поправок - депутаты Юрий Швыткин («Единая Россия»), Олег Николаев («Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ) предлагают ужесточить надзор в интернете. Они внесли эти поправки на рассмотрение в Госдуму в конце сентября.

Как теперь работать СМИ

Роскомнадзор опубликовал разъяснения к закону, в которых указал, что готов блокировать сайты всех порталов, где публикуются материалы «нежелательных организаций».

Опрошенные «Ведомостями» юристы говорят, что теперь цитирование информации с сайтов «нежелательных организаций» фактически запрещено. «Следуя изложенной в пояснительной записке логике, действительно можно сказать, что цитирование информации, размещенной на интернет-ресурсах, СМИ и сайтах организаций, признанных на территории Российской Федерации нежелательными, может быть не просто ограничено, а фактически запрещено», - сказала «Ведомостям» юрист правового департамента HEADS Consulting Анастасия Худякова.

Сама по себе блокировка ресурса-первоисточника не обеспечивает должного ограничения доступа к информации, так как можно все еще воспользоваться анонимайзерами для обхода блокировок, говорит она. Но до конца не понятно, является ли цитирование данной информации, например, средствами информации при осуществлении своей непосредственной деятельности нарушением, способным привести к блокированию и страниц СМИ, говорит Худякова. «Нередко возникают вопросы, связанные с законностью приведения части сообщения со ссылкой на первоисточник для полного раскрытия информационного повода, даже если получаемое сообщение, содержащее в себе цитату, само по себе не несет цели призыва к массовым беспорядкам и другим нарушениям. Собственно, данная пояснительная записка такой ясности не вносит, я бы сказала, наоборот, появляется больше неопределенности, поскольку ее смысл можно истолковать как запрет на цитирование заблокированных ресурсов», - заявила она.

Формулировка «распространение материалов нежелательной организации» неэквивалентна формулировке «ставить ссылки и цитаты», рассуждает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко.

«Закон (даже неприлично репрессивный, как сейчас) не разрешает распространять сами материалы, целиком, а также ту информацию, которая позволяет получить доступ к запрещенной информации (включая, к сожалению, и ссылки на них)», - сказал он.

Возможно, приводить цитаты из материалов «Открытой России» и подобных нежелательных организаций будет возможно, рассчитывает Кравченко. Но при слишком обширном цитировании Роскомнадзор, злоупотребляя расширительным толкованием закона, сможет заблокировать сайт, который опубликовал такие цитаты, говорит он.

Руководитель юридического отдела «Ведомостей» Владимир Румянцев указывает на низкую юридическую технику недавно принятых поправок. «Да, в нынешнем виде формулировка слишком расплывчата. Роскомнадзор может потребовать от СМИ, да и любого сайта, удаления информации под угрозой блокировки, - говорит он. - Но до конца непонятно, только ли запрещено размещать ссылки на такие сайты или еще и указывать названия организаций, ставить частично их материалы без указания первоисточника. И как в таком случае определять, что является материалом нежелательной организации, а что нет. Это же не экстремистская литература, перечень которой общедоступен на том же сайте Минюста».

К Twitter уже постучались

Twitter получил предписание от Роскомнадзора с требованием заблокировать аккаунт «Открытой России», деятельность которой была признана нежелательной в России. Об этом сообщила пресс-секретарь движения Мария Галицкая. Если аккаунт openrussia_org не будет заблокирован в течение суток, Twitter грозит полная блокировка на территории России, следует из предписания, на которое ссылается Галицкая. Twitter официально уведомил «Открытую Россию» о получении запроса, уточнила она. В движении настаивают, что его аккаунт в Twitter не распространяет никакой информации, нарушающей закон. Действия Генпрокуратуры и Роскомнадзора в «Открытой России» назвали политическим давлением на свободу слова.

Роскомнадзор также заблокировал сайты «Ходорковский.ру», «Вместо Путина», «Открытое право», «Команда «Открытой России», «Открытый университет» и группу «Открытой России» в «Одноклассниках».

На момент написания заметки группы «Открытой России» были доступны в «В контакте». Представитель социальной сети отказался от комментариев.

Роскомнадзор не ответил на запросы «Ведомостей».