Крупнейшая сеть кинотеатров не будет продавать онлайн-билеты на «Звездные войны»

Кинотеатры и прокатчики не договорились, как делить интернет-наценку
«Звездные войны: Последние джедаи» от Disney - один из самых ожидаемых релизов года, его прокат начинается 14 декабря
«Звездные войны: Последние джедаи» от Disney - один из самых ожидаемых релизов года, его прокат начинается 14 декабря / Lucasfilm / Disney

Объединенная сеть кинотеатров Александра Мамута (работает под брендами «Синема парк» и «Формула кино») не сможет продавать через интернет билеты на «Звездные войны: Последние джедаи», рассказал «Ведомостям» сотрудник крупной кинокомпании. По его словам, это связано с продолжающимиcя разногласиями кинотеатров и прокатчиков о том, как делить дополнительный платеж (наценку) при онлайн-продаже билетов. Прежде из-за таких разногласий кинотеатры Мамута перестали продавать онлайн-билеты на фильмы других иностранных прокатчиков, а Universal Pictures вообще перестала сотрудничать с сетью и отдавать ей в прокат свои картины.

«Звездные войны: Последние джедаи» от Disney - один из самых ожидаемых релизов года, его прокат начинается 14 декабря. Предыдущая серия франшизы «Пробуждение силы» в 2015 г. собрала в России и СНГ (за исключением Украины) 1,9 млрд руб. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», это шестой результат по кассе за всю историю отечественного проката. Дистрибуцией «Звездных войн» занимается WDSSPR (совместная компания Disney и Sony Pictures), это крупнейший прокатчик в России.

Другие крупные киносети, в частности «Каро» и «Киномакс», открыли продажу билетов на новый фильм о джедаях еще на прошлой неделе, убедились «Ведомости». На сайтах «Синема парк» и «Формулы» эта картина даже не заявлена в расписании. На сервисе «Рамблер.Касса» (входит в одноименный холдинг, который также принадлежит Мамуту) онлайн-билеты на «Звездные войны» в объединенную киносеть не продаются. Также там нет онлайн-билетов на другой релиз WDSSPR, стартующий на следующей неделе, - российский фильм «Жги».

Представитель WDSSPR подтвердил, что предварительного бронирования онлайн-билетов на новые «Звездные войны», а также интернет-продаж билетов на «Жги» в объединенной сети нет, и от других комментариев отказался. Представитель объединенной сети заверил «Ведомости», что «Звездные войны» вскоре появятся в расписании, но билеты на них можно будет купить только в кассах кинотеатров, но не через интернет. Почему так, он не объяснил. Представитель Rambler от комментариев отказался.

Прежде представитель сети говорил, что на интернет приходится около 20% продаж билетов в этих кинотеатрах. На таких релизах, как «Звездные войны» с большой фанатской базой, эта цифра выше, говорит собеседник «Ведомостей», знакомый с деталями продаж кинобилетов. В первые дни проката на самых популярных площадках больше половины билетов на вечерние сеансы аналогичных картин раскупается через сайт - так зрители гарантируют себе хорошие места в зале, объясняет он.

Объединенная сеть Мамута - крупнейшая сеть кинотеатров в России. На нее приходится около 19% киносборов в стране, следует из данных государственного Фонда кино. По подсчетам «Бюллетеня кинопрокатчика», российские зрители в 2016 г. потратили на покупку билетов в кино 49 млрд руб. Это означает, что на отсутствии интернет-продаж билетов на «Звездные войны» сеть может потерять десятки миллионов рублей. Конечная цифра зависит от того, какая часть зрителей все-таки купит билеты в кассах, а не уйдет в конкурирующие кинотеатры.

Спорная наценка

Разногласия прокатчиков и объединенной сети начались в сентябре, когда «Рамблер.Касса» заново ввела наценку в 10% при покупке билетов на сеансы в объединенной киносети. Части прокатчиков это не понравилось: они получают около половины кассы картины, а объединенная сеть не стала включать интернет-наценку в общие сборы картин.

Хотя в целом по России через интернет сейчас продается немного билетов, для прокатчиков это принципиальный вопрос - в будущем это станет очень существенной частью бизнеса и тогда на комиссии будут теряться большие деньги, объясняли прокатчики, поэтому о правилах необходимо договориться уже сейчас.

Резче всех выступила Universal Pictures (UPI) – этот прокатчик потребовал от кинотеатров учитывать наценку при расчетах с ним или остаться без его картин. Стороны не договорились, и объединенная сеть не показала фильм UPI c Томом Крузом «Сделано в Америке», а затем «Снеговик». Следующий крупный релиз UPI - «Счастливого дня смерти» (стартует в прокате 7 декабря) - также не заявлен в расписании объединенной сети. Ее представитель говорит лишь, что «роспись сеансов «Счастливого дня смерти» мы пока не подтверждаем». Связаться с представителем UPI оперативно не удалось.

Другой прокатчик - 20th century Fox - также ввел ограничения для кинотеатров Мамута: в середине ноября их зрители не могли купить в интернете билеты на фильм «Убийство в «Восточном экспрессе». Представитель 20th century Fox сегодня сообщил «Ведомостям», что с тех пор ситуация принципиально не изменилась.

Источник, знакомый с деталями переговоров WDSSPR и объединенной сети, говорит, что прокатчик категорически настаивает на включении наценки в кассу фильмов, в такой ситуации сеть сама приняла решение временно, до разрешения разногласий воздержаться от онлайн-продаж билетов на картины этой компании.

Источник, близкий к Rambler, говорит, что компания не хочет отменять наценку и пытается убедить прокатчиков в ее необходимости для эффективного развития сервиса, а значит, онлайн-продаж кинобилетов в целом. Rambler предлагает прокатчикам альтернативные варианты компенсации такой наценки, прежде всего дополнительное продвижение фильмов через ресурсы этого интернет-холдинга. И некоторые прокатчики, прежде всего российские, в частности «Централ партнершип» (ЦПШ), на такую схему, по его словам, уже предварительно согласились. Другой источник «Ведомостей», знакомый с деталями переговоров этого прокатчика по наценке, также говорит, что стороны предварительно договорились и вскоре должны подписать соглашение. Деталей он не раскрывает. Представитель ЦПШ этого не комментирует. Эта компания сейчас прокатывает фильм «Легенда о Коловрате», билеты на который в объединенной сети продаются через «Рамблер.Касса» с наценкой.