IT-гиганты охотятся за идеями стартапов

Они все смелее заимствуют разработки молодых компаний, не позволяя им добиться успеха
В последнее время рыночные гиганты все смелее копируют чужие разработки
В последнее время рыночные гиганты все смелее копируют чужие разработки / Pixabay

Одно из главных условий успеха стартапов – оперативность. Причина кроется в той тщательности, с которой крупные игроки рынка отслеживают новинки, и в той скорости, с которой они копируют удачное решение дебютанта, не позволяя ему развить свой успех. Компания Houseparty, разработчик популярных видеоприложений для видеочатов, пытается не допустить такого развития событий – к ее решениям присматривается Facebook.

Осенью этого года Facebook планирует выпустить программу для групповых видеоконференций Bonfire. Она во многом напоминает видеочат Houseparty. Еще в прошлом году представители Facebook пытались связаться с Houseparty, что стартап воспринял как подготовку к поглощению. Спустя пару месяцев после того, как у Houseparty появилась «онлайн-гостиная», Facebook заявила о намерении превратить свой мессенджер в «виртуальную гостиную». В феврале Facebook опросил пользователей с целью узнать, используют ли они Houseparty. «Они видят, что мы развиваемся успешно, поэтому нам приходится спешить», – цитирует The Wall Street Journal слова основательницы и операционного директора Houseparty Симы Систани.

Houseparty и другим стартапам есть о чем беспокоиться. Совокупная рыночная капитализация четырех интернет-гигантов (Facebook, принадлежащей Alphabet компании Google, Apple и Amazon.com) близка к $2,5 трлн, в запасе у них миллиарды долларов. Мелким компаниям становится все труднее конкурировать с ними, сохраняя независимость. В 2012 г. Facebook купила систему обмена изображениями Instagram за $1 млрд, а в 2014 г. – мессенджер WhatsApp за $22 млрд. Amazon в 2010 г. приобрел разработчика системы онлайн-торговли Quidsi. Google в 2013 г. поглотила конкурента Google Maps – стартап Waze.

В последнее время рыночные гиганты все смелее копируют чужие разработки. В июне компания Blue Apron Holdings, поставляющая продовольствие, провела IPO. Через неделю у Amazon появился филиал, предложения которого во многом копировали сервисы Blue Apron. WSJ не исключает, что в продуктах Google и Facebook могут появиться функции, аналогичные имеющимся в приложении Snapchat компании Snap. На общем собрании прошлым летом генеральный директор Facebook Марк Цукерберг сказал сотрудникам, что «гордость не должна мешать им улучшать обслуживание пользователей», напоминает WSJ со ссылкой на одного из участников мероприятия. Утверждается, что Цукерберг фактически дал неофициальную санкцию на копирование решений у конкурентов. В публичных высказываниях руководителей Facebook неоднократно звучали слова о том, что многие IT-бизнесы основываются на технологиях, введенных другими.

Houseparty, известная также под названием Life on Air, была одним из пионеров в области групповых видеочатов. Особенно популярным ее приложение стало среди тинэйджеров, многие из которых не пользуются Facebook. Основатели Houseparty, 38-летняя Систани и 29-летний Бен Рубин, уже имеют опыт: они создали программу потоковой трансляции видео Meerkat. Она пользовалась большой популярностью до тех пор, пока ей не начал активно препятствовать Twitter, а затем и Facebook. Прекратив продвигать Meerkat, Систани и Рубин решили создать новое приложение, которое бы обеспечивало большую приватность общения. «Мы хотели напомнить людям, как это чудесно – оставаться на связи с друзьями или иметь возможность пообщаться с родителями», – говорит Рубин. Программа Houseparty появилась в феврале 2016 г., а в мае, по оценке Sensor Tower, она стала самым популярным приложением для социальных сетей для iPhone. Число ежедневных загрузок выросло с 10 000 до 100 000, сервер перестал справляться с такой нагрузкой и завис. В этот момент к Рубину обратилась руководительница подразделения видеотехнологий Facebook Фиджи Саймо. Она предложила обсудить сотрудничество и возможное слияние.

Источники WSJ утверждают, что у Facebook есть специальная база данных для отслеживания перспективных разработок конкурентов. База пополняется информацией о поведении пользователей смартфонов, которую собирает приложение израильской компании Onavo. Ее Facebook купил в 2013 г.