Как нужно одеваться основателям стартапов

Как одеться начинающему предпринимателю, чтобы произвести правильное впечатление на венчурные фонды? Инвесторы дают рекомендации
Переговоры с инвесторами – не то же самое, что собеседование о работе
Переговоры с инвесторами – не то же самое, что собеседование о работе / Pixabay

Основателям стартапов нужна золотая середина: они должны произвести правильное впечатление на инвесторов и в то же время одежда должна отражать их взгляды. Ключ к успеху – знание своей аудитории. Костюм может быть не всегда уместен. Ведущие венчурные инвесторы поделились с FT своими мыслями на эту тему.

Суранга Чандратиллаке, генеральный партнер лондонской венчурной фирмы Balderton Capital, говорит, что каждую неделю встречает много людей в костюмах и футболках, но костюмы с галстуком – редкость.

Переговоры с инвесторами – не то же самое, что собеседование о работе. «Когда вы проходите собеседование в банке, вас оценивают, можно ли доверить вам общение с клиентами, – объясняет Чандратиллаке, – а для венчурных инвесторов это не так уж важно. Предприниматель строит компанию, и делать это можно хоть в пижаме».

По его мнению, всегда очень заметно, когда кто-то надевает на себя одежду, которую обычно не носит. Он вспоминает, как основатель компании – разработчика игр представлял проект в костюме на два размера меньше, чем нужно. «Очевидно, ему было неудобно», – говорит Чандратиллаке. А основательница другого стартапа пришла на встречу с инвестором в толстовке с капюшоном – любимой одежде основателя Facebook Марка Цукерберга – и постоянно теребила завязки. «Сначала я решил, что она нервничает, но оказалось – она просто не привыкла носить толстовки», – рассказывает Чандратиллаке.

Как Стив Джобс

Основатели IT-компаний зачастую вообще не признают классических костюмов. Даже на совещание с крупными партнерами они могут прийти в джинсах и футболке. Примеры – основатель Apple Стив Джобс или основатель Facebook Марк Цукерберг.

Билл Рейхерт, управляющий директор фирмы Garage Technology Ventures из Кремниевой долины, считает, что предпринимателям следует искать компромисс между стилем, который они выбирают для встреч с клиентами, и стилем, который они выбирают для встреч с инвесторами. «Если вы продаете игру в виртуальной реальности, возможно, вы наденете на встречу с клиентами яркую футболку с собственным логотипом. Если вы продаете ПО корпоративным заказчикам, вероятно, вы выберете пиджак спортивного покроя, а то и костюм», – говорит он. Инвесторы же предпочитают деловой стиль. Главное, по мнению Рейхерта, выбрать образ, который поможет внушить доверие. «Молодой разработчик игр в костюме вообще не вызывает доверия. А на пожилого основателя в джинсах и футболке неприятно смотреть», – объясняет он.

Одежда не играет важной роли, считает Митчелл Кертцман, управляющий директор Hummer Winblad Venture Partners из Сан-Франциско. Его фирма финансирует компании на ранней стадии, часто являясь их первым институциональным инвестором. Тем не менее он советует избегать крайностей. «Не приходите одетым так, будто вы собрались на пляж или будто вы модель на подиуме. Вы же хотите, чтобы после вашего ухода мы обсуждали ваши продукт, команду и бизнес-план, а не ваш внешний вид», – добавляет инвестор.

Партнер лондонской фирмы MMC Ventures Саймон Менаши указывает: неважно, что именно наденет предприниматель, главное – создать впечатление уверенности. Если ваш стартап производит одежду или украшения – надевайте собственную продукцию. «Я отказал кое-кому, потому что они не носили свою продукцию, хоть это была и не единственная причина», – вспоминает инвестор.

Перевела Надежда Беличенко