Когда команда стартапа важнее идеи
У каждого бизнес-ангела свое представление, какой должна быть командаМелкие инвесторы – как правило, бывшие или действующие топ-менеджеры, которые инвестируют в стартапы, – все чаще отдают предпочтение готовым, сложившимся командам. Стало заметно больше тех, кто хочет вложиться в маленький стартап с грамотной технологической командой, отмечает Алена Владимирская, руководитель проекта «Антирабство». У инвесторов с маленьким чеком – от $50 000 до $150 000 – принципиально изменился главный критерий отбора стартапов: сейчас ищут не идею, а именно умную команду с сильными компетенциями, поясняет Владимирская. По ее словам, рынок мелких инвесторов в России меняется – на нем стало больше тех, кто вкладывается в первую очередь в команду, чтобы обезопасить свои вложения.
Руководитель трекинга стартапов ФРИИ Артем Азевич тоже говорит о повышении интереса инвесторов к грамотным и работоспособным командам. Идеи, которые некому воплотить, не вызывают доверия, а команду, если идея провалится, можно переориентировать на другой продукт, рассуждает Азевич.
«Мы выбираем сложившиеся команды, людей, которые не вчера познакомились», – говорит Константин Синюшин, основатель фонда The Untitled Ventures. В коллективе должны быть люди с главными компетенциями – в маркетинге, технологиях и продукте, уточняет он. И хотим, чтобы это были не новички в бизнесе, поясняет Синюшин. Желательно также, чтобы один человек не был одновременно и разработчиком, и специалистом по продукту и рынку, уточняет управляющий партнер московского офиса хедхантинговой компании Odgers Berndtson Роман Тышковский. Если в команде нет человека с нужными компетенциями, дело поправимо – инвесторы должны убедить предпринимателей, что им не хватает умений и команду нужно усилить, говорит Азевич.
Инвесторы обращают внимание на три вещи – образование, опыт работы и сплоченность, указывает Владимирская. Более привлекательными им кажутся коллективы, где есть выпускники МГУ, МГТУ им. Баумана, МИФИ и других ведущих вузов. В плюс идет опыт работы в крупных технологических компаниях – «Яндексе», Mail.ru Group, Rambler. Зачастую бизнес-ангелы не могут оценить, насколько основатели стартапа разбираются в отрасли, если они сами из другой сферы, говорит Владимирская. Но в этом случае стоит обращать внимание на опыт работы – например, если человек год проработал в «Яндексе» или в крупном ресторанном холдинге и его не уволили, это уже знак качества, приводит пример она.
Хорошо, если стартап организуют одноклассники или друзья детства, потому что у них редко случаются внутренние конфликты, считают рекрутеры. Бизнес-ангел Александр Румянцев планирует вложить деньги в компанию VDV Logistics – ее создали два предпринимателя старше 50 лет, вместе служившие в ВДВ.
Сделки измельчали
$165,2 млн составил российский венчурный рынок в 2016 г., по данным РВК. Инвесторы провели 184 сделки. Рынок в денежном выражении на 29% в 2016 г. был меньше, чем в 2015 г., но количество сделок почти не изменилось (в 2015 г. их было 180)
Компанию Atmos Moscow, которая производит парфюмерию для дома, Юрий Корякин основал с однокурсником. Команду собрали из друзей и коллег, работавших в «Газпроме», Lamoda и Ralph Lauren. Главный плюс такого коллектива – люди притерлись друг к другу, знают слабые и сильные стороны, говорит он. На стартовом этапе это очень помогает, убежден Корякин.
Румянцев считает, что лучшие команды надо искать в регионах. Там много интересных стартапов и вход в их бизнес стоит дешевле, чем к москвичам, у которых завышенные ожидания, говорит он. 60% проектов в портфеле Румянцева – из регионов. Чтобы найти их, он ездит по стране, в 2016 г. посетил 16 мероприятий для стартаперов в Тюмени, Красноярске, Томске, Челябинске и других городах. Например, на выступлении участников технопарка Набережных Челнов он познакомился с основателями сервиса быстрой регистрации участников мероприятий. Тогда это были четыре человека, в которых он поверил. Люди должны быть трудолюбивыми, хотеть учиться новому, иметь прикрытые тылы – студентов должны поддерживать родители, взрослых людей – семья, рассуждает Румянцев. И команда из Набережных Челнов как раз была такой. Он инвестировал в проект 500 000 руб. год назад и говорит, что не пожалел – с тех пор капитализация компании выросла в 6 раз.
Команда не должна состоять из пяти разных звезд, никак друг с другом не связанных, замечет Тышковский. По его словам, когда инвесторы покупали такие команды, ничем хорошим это не кончилось. Бизнес-ангел Александр Краснокутский, в прошлом топ-менеджер компании топливно-энергетического сектора, рассказал, что предпочитает инвестировать в команды единомышленников, это как минимум 3–4 человека, которые разделяют идею бизнеса.
Команда может состоять и из одного человека, если он хороший организатор, убеждена партнер венчурного фонда Starta Capital Людмила Голубкова. То есть уметь выстроить бизнес-процессы, чтобы реализовать идею в расчете на рост компании. И приводит в пример основателя облачного билетного сервиса Tickets Cloud. Ее фонд вложил несколько миллионов рублей в умирающий проект, рассказывает Голубкова. И только потому, что разглядел в основателе сильного организатора. Он сам, без помощников, готовил музыкальные фестивали на 10 000 человек.