Компании Кремниевой долины неохотно нанимают сотрудников со слишком богатым опытом

Поэтому немолодые работники часто сталкиваются с дискриминацией
Компаниям следует переобучать сотрудников старшего возраста по мере появления новых языков программирования/ Pixabay

В прошлом году Боб Крам наконец-то покончил с работой в IT. До этого он 40 лет работал на такие компании из Кремниевой долины, как Hewlett-Packard, Sun Microsystems и Cisco. Когда его контракт с Cisco истек, Крам попытался устроиться в другие IT-компании, но быстро обнаружил, что в 62 года его опыт стал помехой, а не преимуществом при трудоустройстве.

«Мне говорили: «Мы решили взять на это место человека на более раннем этапе карьеры, вы набрали опыт много лет назад». С моей высокой квалификацией слышать такое очень обидно», – жалуется Крам. Сейчас Крам работает в некоммерческой организации и готовится открыть собственную мини-пивоварню.

Когда сотрудники технологических компаний достигают возраста 45 лет, они сталкиваются с ощутимым сокращением предложений о работе, свидетельствуют данные рекрутинговой платформы Hired. В этом возрасте начинают снижаться и зарплаты, а 50–60-летние сотрудники могут получать столько же, сколько представители поколения Y с опытом работы всего два года.

По данным опроса AARP (организации, защищающей права людей старшего возраста в США), две трети работников технологических компаний старшего возраста либо сами сталкивались с дискриминацией на работе, либо были ее свидетелями.

На гендерный и этнический состав персонала компаний Кремниевой долины стали обращать внимание после недавних скандалов - например, вокруг обвинений в сексуальных домогательствах и дискриминации в Uber, ставших одной из причин отставки Тревиса Каланика в июне.

Многие крупные технологические компании стали публиковать отчеты о доле женщин и представителей национальных меньшинств в штате, однако данных о возрастном составе персонала в этих отчетах нет. Дэн Лайонс, написавший книгу Disrupted об опыте работы в стартапе HubSpot, считает, что технологическим компаниям нужно признать ценность персонала, состоящего из представителей разных поколений, и указывать в отчетах количество сотрудников старшего возраста.

Лайонсу было 52 года, когда он пришел на работу в стартап, гордившийся тем, что средний возраст его сотрудников составлял 26 лет. Он был поражен тем, какие странные стереотипы в отношении пожилых людей существовали у некоторых молодых коллег. «У меня был блог с действительно большой аудиторией, я был известен в интернете, а они удивлялись, что я умею пользоваться Twitter», – вспоминает Лайонс.

Укоротить биографию

Эксперты рекомендуют пожилым соискателям удалить из резюме всю информацию, относящуюся к периоду ранее 2000 г.: автоматические фильтры часто отсеивают кандидатов с таким длительным опытом работы. На работе люди старшего возраста должны избегать ханжеского тона, быть скромными и изучать привычки и любимые выражения более молодых коллег.

Технологическим компаниям, желающим показать, что они рады и пожилым сотрудникам (или желающим избежать исков за дискриминацию), эксперты советуют удалить из описания вакансий такие требования, как желаемый год выпуска из колледжа или наличие университетского электронного адреса. Из таких требований следует, что фактически работодателя интересуют только молодые соискатели. Поиск по объявлениям представителей «цифрового поколения» также может повлечь проблемы – такая формулировка подразумевает людей, выросших вместе с интернетом.

Компаниям следует переобучать сотрудников старшего возраста по мере появления новых языков программирования, наниматели должны распознавать в коллективе предубеждения в отношении пожилых людей и организовывать социальные мероприятия, в которых будет комфортно участвовать сотрудникам любого возраста.

Когда Лайонс работал в HubSpot, ему постоянно приходилось мучиться с выбором одежды. «Не хотелось выглядеть слишком официально в костюме, но не хотелось и производить впечатление 50-летнего мужчины, одевающегося, как 20-летние парни», – объясняет он.

Консультанту по стратегии Airbnb Чипу Конли предложили эту работу, когда ему было 52 года и несмотря на то, что ранее он никогда не пользовался этим приложением.

Конли руководил собственной сетью отелей на протяжении 24 лет и выбрал для себя роль пожилого человека современных взглядов - и наставника, и ученика одновременно. «Моей тактикой было превращать недоумение в любопытство и давать ему волю», – писал он в Harvard Business Review.

Эштон Эпплуайт, автор книги This Chair Rocks: A Manifesto Against Ageism, считает одной из причин малого количества судебных исков из-за дискриминации по возрасту нежелание людей идентифицировать себя как пожилых. «Дискриминация по возрасту – часто первый вид дискриминации, с которой сталкиваются на рабочем месте белые мужчины. Я действительно очень жду, когда эти ребята радикализируются и присоединятся к движению против дискриминации», – говорит она.

Когда серийный предприниматель Кен Голдшолл посчитал, что пресса не уделяет должного внимания его компании, он подумывал выдать за ее основателя своего 24-летнего сына. «Технологические блогеры заискивают перед компаниями, основанными 24-летними ребятами», – объясняет он. Голдшоллу-старшему сейчас 60 лет, и он сам финансирует свой стартап – сервис микроплатежей Transact.io: предприниматель уверен, что венчурные инвесторы избегают проектов, основанных людьми в его возрасте.

Перевела Надежда Беличенко