Телемедицина будет доступна не всем россиянам

Пациентам, желающим получить консультацию врача через интернет, придется регистрироваться на портале госуслуг либо получать электронную подпись
Для проведения консультаций врачам также нужно будет использовать электронную подпись
Для проведения консультаций врачам также нужно будет использовать электронную подпись / Валерий Матыцин / ТАСС

Пациенты, которые захотят получить удаленную консультацию врача через интернет, должны будут подтвердить свою личность с помощью электронной подписи или Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), рассказал председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. Такие поправки комитет предлагает внести в законопроект о телемедицине, объяснил он.

Во вторник рабочая группа комитета по охране здоровья собиралась, чтобы обсудить поправки к законопроекту. «Мегафон» предлагал также проводить идентификацию по номеру мобильного телефона, сообщил представитель оператора, т. е. личность пациента мог бы подтверждать оператор по запросу медиков. По словам участников встречи, это предложение не было поддержано. Морозов объяснил, что при доступе по номеру телефона невозможно сохранять персональные данные и врачебную тайну.

Автоматическое внесение данных человека в ЕСИА происходит после регистрации на портале госуслуг. Его созданием занимался «Ростелеком».

Сейчас на портале госуслуг зарегистрировано около 50 млн человек, сообщало Минкомсвязи в начале июля. С момента появления электронных подписей было выдано более 30 млн подписей всех видов с учетом плановых замен, говорит президент ассоциации РОСЭУ («Разработчики и операторы систем электронных услуг») Юрий Малинин. По данным Росстата, в России на 1 января 2017 г. проживало 146,8 млн человек. Таким образом, воспользоваться услугами телемедицины смогут не все россияне.

Законопроект о телемедицине был принят в первом чтении. Он позволяет врачам не только консультировать пациентов и следить за их здоровьем, но и дистанционно выписывать рецепты, в том числе на препараты с наркотическими веществами, а также вести электронный регистр людей с социально значимыми заболеваниями.

Госуслуги для чайников

Для регистрации на портале госуслуг понадобится паспорт, СНИЛС, номер мобильного телефона и адрес электронной почты.
Шаг 1
Заполнить форму регистрации на сайте Gosuslugi.ru – ввести фамилию, имя, адрес электронной почты и номер телефона. После этого будут доступны некоторые из услуг, например запись к врачу онлайн.
Шаг 2
После успешной упрощенной регистрации система переводит пользователя на страницу с формой заполнения личных данных. После заполнения всех полей нужно нажать «продолжить». Система начнет проверять введенные данные – обычно на это может понадобиться до пяти дней. Об успешной проверке «Госуслуги» сообщат по sms.
Шаг 3
Чтобы пользоваться полным набором услуг, включая, например, получение нового загранпаспорта, нужно получить персональный код. Сделать это можно лично, обратившись в центр госуслуг – офис «Ростелекома» или отделение «Почты России». Сотрудники центра обслуживания сверяют данные паспорта, передают обратившемуся гражданину конверт, внутри которого находится код подтверждения. Также можно попросить систему выслать вам заказное письмо почтой. Для этого нужно войти в личный кабинет и нажать на кнопку «Перейти к подтверждению личности». После получения кода необходимо зайти в личный кабинет, в раздел «Мои данные»/Общие данные» и внести код туда. Третий способ подтверждения – подтверждение с помощью электронной подписи или УЭК.
Как получить электронную подпись
Получить электронную подпись можно в одном из аккредитованных центров, список которых публикуется на сайте Минкомсвязи (в Москве их 133). Там вас попросят составить заявку на получение подписи. Услуга платная – около 1500 руб. Для получения также понадобится паспорт и СНИЛС.

Врачи тоже будут проходить аутентификацию, но с помощью усиленной электронной подписи. Ее будут покупать больницы и поликлиники.

Усиленная электронная подпись для физического лица стоит около 1500 руб. Она гарантирует, во-первых, невозможность опровергнуть, что именно этот врач подписал рецепт или заключение, а во-вторых, сохранность самого документа – если в файл будут внесены изменения, это нарушит целостность усиленной квалифицированной подписи, объясняет Анастасия Лабунская, специалист удостоверяющего центра «СБК-контур». По словам Морозова, подпись понадобится 600 000 российских врачей. То есть их затраты составят 900 млн руб.

По словам одного из участников встречи, на ней также обсуждался вопрос создания единой государственной информационной системы, где должны быть собраны все электронные медицинские карты россиян. Ответственным за создание системы станет Минздрав, говорит Морозов. Уже сейчас существуют элементы подобной системы, объясняет человек, знакомый с разработчиками законопроекта. Так, например, в 18 субъектах работает созданная «Ростелекомом» региональная медицинская информационная система: в ней хранятся медицинские карты жителей регионов, кроме того, с ее помощью можно записаться на прием к врачу – это подтверждает и представитель компании. Но, по словам собеседника «Ведомостей», у поликлиник нет доступа к материалам друг друга – для этого нужна новая платформа. Представитель «Ростелекома» рассказал, что компания готова заняться разработкой новой системы.

У использования электронной подписи и регистрации на портале госуслуг в телемедицине есть несколько минусов, рассуждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Главным он считает недостаток распространения электронных услуг. Также такой способ идентификации полностью исключает анонимность пациента – а она иногда может понадобиться. Плюсы же в однозначной идентификации пациента в сложных медицинских случаях и тогда, когда нужно выписать рецепт.

Минздрав не ответил на вопросы «Ведомостей».