В России ожидается быстрое развитие телемедицины
Крупные компании уже заключают альянсы, ситуацию может резко изменить готовящийся законопроектРаботают онлайн-консультации формата «врач – врач», напоминает Швецов. Врачи «Медси» направляют коллегам из других медицинских учреждений сложные или интересные случаи, говорит Богомолов. В сети «Будь здоров» врачи из клиники в Сочи могут консультироваться с лечащим врачом отпускника, сообщает заместитель гендиректора «Ингосстраха» (владелец сети) Татьяна Кайгородова.
О запуске совместных проектов в телемедицине объявили «Яндекс» и оператор сервиса вызова врачей на дом «Doc+» – компания «Новая медицина», «Ренессанс страхование» и сеть клиник «Доктор рядом», оператор МТС и сеть клиник «Медси», входящие в АФК «Система». Телемедицина может структурно изменить рынок медицинских услуг, многие видят выгоду в том, чтобы участвовать в этих изменениях, считает директор по развитию сети «Доктор рядом» Денис Швецов.
Телемедицина в мире
К 2019 г. глобальный рынок телемедицины достигнет $44 млрд при среднегодовом росте на 17,7%, приводит данные BBC Research медицинский директор «Медси» Павел Богомолов: основную долю рынка составляют телемониторинг пациентов и онлайн-консилиумы.
В Европе и США причины бурного развития телемедицины экономические. Онлайн-консультации дешевле, чем очный прием, это позволяет страховым компаниям снизить убыточность, рассказывает руководитель отдела продаж сети «Семейный доктор» Елена Андрусик. В США 72% крупных компаний включают телемедицину в свои пакеты: экономия от онлайн-приема составляет $70–80 за обращение при стоимости очного посещения $100–120, знает Денис Юдчиц, гендиректор «Мобильных медицинских технологий» (ММТ, проекты «Педиатр 24/7» и «Онлайн доктор»). Быстрый обмен информацией о пациенте позволяет не транспортировать тяжелобольных, экономия составляет до $500 млн ежегодно, приводит другой пример Богомолов, а телемониторинг хронических больных помог чуть ли не вдвое снизить количество их госпитализаций в реанимацию.
В Канаде и Китае основная причина для развития телемедицины географическая. Иногда это единственная возможность для пациентов из удаленных регионов получить помощь, рассказывает управляющий директор по добровольному медицинскому страхованию группы «Ренессанс страхование» Наталья Харина.
Телемедицина в России
В России телемедицина в полную силу пока не работает, но ее элементы используют многие клиники. Самые простые примеры – онлайн-запись к врачу, доступ в личный кабинет с данными о назначениях и исследованиях.
300 млрд онлайн
Если законопроект будет принят в этом году и в том виде, на какой надеются эксперты, то в 2018 г. в России будет проведено более 1 млн консультаций, оптимистичен Швецов: в США в 2016 г., по данным Американской телемедицинской ассоциации, проведено 1,25 млн консультаций. Увеличится и оборот рынка за счет более активного участия медицинских учреждений, полагает Юдчиц. К 2020 г. рынок телемедицины может достичь 300 млрд руб., приводит Швецов данные «Ростеха».
ММТ провела более 15 000 дистанционных консультаций, треть из них – повторные; 85% – регионы, остальные – Москва и Петербург, делится статистикой Юдчиц.
В Европейском медицинском центре (EMC) услуга дистанционного консультирования пока не широко востребована, признает гендиректор управляющей компании EMC Андрей Яновский: из-за существующих ограничений состав услуги часто расходится с ожиданиями клиентов, закон запрещает ставить диагноз и выписывать рецепт, онлайн-консультации могут носить лишь рекомендательный характер.
С надеждой
Несмотря на законодательные ограничения, все больше компаний проявляют интерес к телемедицине. Правда, для многих игроков это скорее имиджевые проекты. Для «Ренессанс страхования», к примеру, телемедицина – сервисное преимущество, позволяющее повысить лояльность нынешних клиентов и привлечь новых.
Сейчас телемедицинские проекты – в основном IT-стартапы, говорит Швецов: клиники не видят возможности монетизации телемедицинских услуг, клиенты не готовы платить за онлайн-консультацию столько же, сколько за очную. И на врачей телемедицина накладывает ограничения, продолжает Швецов: нельзя провести осмотр, нужен дополнительный сбор анамнеза – или вырастет риск врачебной ошибки.
Швецов оценивает инвестиции в телемедицинский проект с нуля в 50 млн руб. На первый этап МТС и «Медси» нужно 20 млн руб., говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. А Юдчиц только медицинскую и IT-части оценивает в $1 млн.
Некоторые опрошенные «Ведомостями» компании не начинают проекты в телемедицине, ожидая закона о ней. В бюджете «Семейного доктора» затраты на телемедицину появятся, когда будет закон, говорит Андрусик, пока можно заходить на интернет-платформы с минимальными затратами.
«Готовы предложить клиентам продукт, как только появится законодательная база», – уверяет Егор Сафрыгин из «Альфастрахования».
Для кого телемедицина
Телемедицина недостаточно регулируется, признает представитель Минздрава, год назад министерство опубликовало первую версию законопроекта о телемедицине. Его основной целью была профилактика, а не лечение. Текущая редакция разрешает консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, а также дистанционный мониторинг здоровья пациента, говорит представитель Минздрава, законопроект находится на рассмотрении в правительстве.
Телемедицинские услуги будут способствовать повышению качества, доступности и эффективности лечения, в том числе за счет оперативности, надеется представитель Минздрава. Телемедицина позволит снизить заболеваемость за счет ранней диагностики, согласны участники рынка. Телемедицина особенно актуальна для пациентов с хроническими заболеваниями, им требуются краткие консультации на протяжении всего курса лечения, полагает Яновский.
«Ташир» решил консультировать
Группа «Ташир» бизнесмена Самвела Карапетяна оказалась одним из акционеров компании «Мобильные медицинские технологии» (ММТ), пишет Vademecum. ММТ разрабатывает программное обеспечение для телемедицинских консультаций «Педиатр 24/7» и «Онлайн доктор». Осенью 2015 г. дочка «Ташира» «Арес» получила 41,75% в уставном капитале ООО «Мобильные медицинские технологии». По данным «СПАРК-Интерфакса», 45% «Ареса» принадлежит Карапетяну, еще 45% – Этери Карапетян и 10% – Варужану Артеняну.
Спрос на телемедицинские сервисы будут предъявлять и привыкшие к онлайн-сервисам жители крупных городов, и люди в отдаленных регионах страны – им станет доступнее качественная помощь, в том числе бесплатная, говорит Солодовников. В регионах часто нет узких специалистов, закон о телемедицине должен решить проблему оптимизации расходов прежде всего обязательного медицинского страхования, считает Андрусик.
Для страховых компаний телемедицина может стать способом снижения затрат, говорит Харина: онлайн-консультации дешевле, 40% случаев не требуют визита врача. Компании смогут снизить издержки и предложить клиентам новые продукты добровольного медицинского страхования по более конкурентным ценам, согласна Кайгородова.
Может измениться все, если телемедицина станет основным каналом общения между пациентом и клиникой, но делать прогноз пока рано, должен быть понятен спрос на услугу, говорит Сафрыгин.
В ближайшие 2–3 года ощутимого перераспределения потоков не будет, полагает Андрусик. Медицина очень консервативна в условиях активного внедрения цифровых сервисов в повседневную жизнь, пациенты хотят прежде всего иметь оперативный доступ к информации о своем здоровье, объясняет она.
Что мешает
Как телемедицина будет работать в России, по-прежнему не ясно, отмечает Харина. Основные сложности – привлечение врачей и пациентов, говорит Швецов. Чтобы привлечь врача, нужен договор с клиникой, а ей важна финансовая мотивация, объясняет он. Для привлечения пациентов необходимы инвестиции в маркетинг, конкурировать придется с обычными клиниками, где средний чек выше, чем в телемедицине, предупреждает Швецов, и в выигрыше окажутся гибриды – обычные клиники, оказывающие онлайн-консультации.
Количество обращений может увеличиться: клиенты станут и ходить в клиники, и получать дистанционные консультации, говорит Харина.
Есть сложность с развитием IT-инфраструктуры в России, кроме того, в стране очень мало устройств мониторинга, которые могут передавать информацию в электронные медицинские карты по защищенным каналам связи, предупреждает Богомолов.
Нет регламента телемедицинских услуг, указывает Андрусик, а стандарты нужны и врачам, и пациентам. Не всегда можно поставить диагноз и назначить лечение онлайн, но и услуга не должна сводиться к словам «случай слишком сложный, приходите в клинику» – это профанация, рассуждает Кайгородова. Нужен четко структурированный список вопросов, которые доктор задает по видеосвязи, дистанционно сложно увидеть нюансы, предлагает решение Харина.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)