Депутаты предложили узаконить интернет-консультации с врачами
Их признают медицинскими услугами и освободят от НДСНовые технологии в здравоохранении сэкономят средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС), считает гендиректор «Ингосстрах-М» Наталья Курбатова. По данным ЦБ, в I квартале 2017 г. выплаты составили 369,5 млрд руб. Но нужно разработать четкие критерии, по которым врач и эксперт страховщика ОМС будут определять, когда можно использовать телемедицину, говорит она, например закрепив ответственность врача за диагноз и назначенное лечение в электронной карте истории болезни.
С 2018 г. врачи могут получить право дистанционно оказывать услуги пациентам и следить за их здоровьем. А с 2019 г. – выписывать не только бумажные, но и электронные рецепты на препараты, в том числе с наркотическими и психотропными веществами, закреплять рецепты цифровой подписью и сразу же направлять в аптеки. Такой правительственный законопроект о телемедицине комитет Госдумы по охране здоровья рекомендовал принять в первом чтении.
Минздрав, готовивший документ, также предлагает создать единую информационную систему, куда будут поступать электронные данные о клиниках, пациентах и рецептах. Это позволит вести регистры людей, страдающих «социально значимыми заболеваниями» (например, ВИЧ или туберкулез), контролировать выдачу рецептов на препараты с наркотическими веществами. По оценкам Минздрава, создание системы обойдется в 1,45 млрд руб. Комитет рекомендовал правительству предусмотреть эти деньги в трехлетнем бюджете.
Альтернативный законопроект, предлагающий легализовать телемедицину, был внесен в Госдуму в мае 2016 г. Его разработали Институт развития интернета (ИРИ) при участии Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), «Яндекса» и зампреда комитета Совета Федерации Людмилы Боковой, а внес депутат «Справедливой России» Леонид Левин. Этот проект будет отозван, сообщил «Ведомостям» советник президента по вопросам развития интернета и председатель совета ИРИ Герман Клименко и подтвердил сам Левин: многие пожелания отрасли были учтены в проекте Минздрава, например возможность удаленного взаимодействия не только между врачами, но и с пациентами.
Проект внесли, чтобы ускорить принятие закона, теперь в этом необходимости нет, объясняет Клименко. Будем дорабатывать ко второму чтению вариант Минздрава, уточнил Левин.
Нужно определить, какие именно услуги врач может оказать дистанционно, отмечает Клименко. Представители администрации президента на слушаниях указывали, что нельзя дистанционно диагностировать болезнь, корректировать или назначать лечение, рассказывает директор по правовым вопросам ФРИИ Искендер Нурбеков. Законопроект, по его словам, разрешает только вести удаленный мониторинг, например снимать показания датчиков давления или сердечной активности, и давать информационную, а не лечебную консультацию. Представитель Минздрава не смог предоставить комментарии.
Признание телемедицины услугой позволит не платить НДС, как сейчас, когда она считается информационной консультацией, указывает руководитель проектов «Здоровье Mail.ru» и «Дети Mail.ru» Евгений Паперный. А согласно опросу OnDoc, 56% из 1125 опрошенных руководителей медицинских учреждений и врачей считают, что телемедицинская консультация должна быть дешевле приема в клинике (см. график).
Компании с доступом к большой аудитории, например сотовые операторы, уже активно разрабатывают сервисы для связи с врачом в чате или через видео, рассказывает Паперный. Например, приложение «Яндекса» – «Яндекс.Здоровье», сети клиник «Доктор рядом», совместный сервис МТС и сети клиник «Медси». Это массовые сервисы для консультаций по «простым» случаям. Есть сервисы и для дорогих консультаций, такие как MedViser, добавляет Паперный. Инвесторы уже проголосовали за закон, говорит Клименко.
Кроме того, проект разрешает врачу взаимодействовать удаленно с врачом, но, например, не с фельдшером, продолжает Нурбеков, хотя последним, особенно в дальних регионах и селах, часто не хватает квалификации. Проект не допускает «упрощенной» идентификации через портал госуслуг и sms-оповещения – только через электронную подпись, добавляет он: это снижает оперативность. Из-за правовых вопросов, связанных с подписью, откладывается и выдача рецептов, предупреждает председатель экспертного совета по здравоохранению Совета Федерации Виталий Омельяновский, хотя разрешать дистанционные консультации можно уже сейчас – это дополнение к приему у врача. А перегружать закон, описывая все нюансы, не нужно, считает он: нужно закрепить понятие телемедицины, а как именно услуга должна оказываться – прописать в подзаконных актах.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)