Произошел первый дорожный инцидент по вине самоуправляемого автомобиля

Водители-люди в таких случаях следуют дорожному этикету, признала Google
Cамоуправляемый автомобиль Google
Cамоуправляемый автомобиль Google / Tony Avelar / AP

Один из самоуправляемых автомобилей, которые разрабатываются в подразделении X холдинга Alphabet материнской компании Google, попал в инцидент на калифорнийской дороге. Хотя в результате легкого столкновения с автобусом машины отделались небольшими царапинами, это первый случай, когда дорожно-транспортное происшествие случилось по вине робота, пишет Financial Times.

В День святого Валентина самоуправляемый автомобиль Lexus RX450hs пытался выехать на дорогу, по которой медленно двигались машины, говорится в заявлении, которое компания в понедельник подала в управление автотранспорта Калифорнии. Будучи запрограммирован быть тактичным и предупредительным водителем, управляющий машиной робот прижался к краю дороги, но у него на пути оказались мешки с песком, огораживавшие канаву, и он был вынужден вернуться на полосу. Следовавший по ней автобус не замедлил движение, чтобы оставить автомобилю Google больше места, и произошло легкое столкновение – на скорости около 3 км/ч.

Google уже внесла в программу коррективы, сделанные на основе этого инцидента, а также результаты моделирования тысяч аналогичных ситуаций, говорится в заявлении компании: «С этого момента наши автомобили будут лучше понимать, что автобусы (и другие крупные транспортные средства) с меньшей вероятностью, чем другие автомобили, уступят нам дорогу, и мы надеемся, что в будущем сможем более достойно выходить из подобных ситуаций». При этом компания отметила, что ее сотрудник, находившийся в беспилотном автомобиле, тоже посчитал, что автобус притормозит и у Lexus будет достаточно места, чтобы встроиться в общий поток.

«Существует множество самых разных социальных условностей, которым следуют люди и которые сложно запрограммировать в автомобиль, – сказал FT Джерри Каплан, давно занимающийся предпринимательством в области технологий и издавший недавно книгу о роботах. – Ничего ужасного [в инциденте с автомобилем Google] не произошло, никто не пострадал и не погиб. Но пройдет еще немало времени, прежде чем машины смогут сами двигаться по запруженным улицам и следовать тем же общепринятым нормам, которым следуют люди».

Google считает, что, поскольку многие ДТП происходят по вине водителей, аварийность на дорогах можно будет сильно сократить, если все решения во время движения будет принимать система искусственного интеллекта, учитывающая данные от множества сенсоров, камер и карт. Многие эксперты, в том числе среди автопроизводителей, полагают, что нужно постепенно переходить к использованию беспилотных автомобилей, но представители Google выступают за более активные действия. Недавно компания одержала значимую победу: Национальная администрация безопасности движения на шоссейных дорогах США (NHTSA) признала машину-робота водителем. «Мы будем рассматривать понятие «водитель» в контексте дизайна автомобиля, предложенного Google, применительно к автоматизированной системе управления, а не к кому-либо из людей, находящихся в автомобиле. Мы согласны с идеей Google о том, что автоматизированная система может обходиться без водителя в традиционном смысле этого слова, как это было на протяжении более 100 лет», – говорится в письме NHTSA.

Автомобили Google уже наездили по дорогам 2,4 млн км в беспилотном режиме.

Одним из пионеров по внедрению беспилотных автомобилей в США является штат Невада. В 2012 г. там вступили в силу законы, вводящие новый тип госномера – для самоуправляемых автомобилей (красного цвета с символом «бесконечность» на левой стороне). В том же году их получили автомобили Google, которые компания получила возможность тестировать на общественных дорогах штата. А в мае 2015 г. губернатор разрешил самоуправляемому грузовику Freightliner Inspiration производства немецкой компании Daimler перевозить грузы по дорогам штата (он получил номер 010).