Google устранил одно из главных препятствий на пути беспилотных автомобилей

Транспортный регулятор США признал машину-робота водителем
Программу, управляющую самоходным автомобилем Google, приравняли к водителю
Программу, управляющую самоходным автомобилем Google, приравняли к водителю / Tony Avelar / AP

Национальная администрация безопасности движения на шоссейных дорогах США (NHTSA) в письме Крису Эрмсону, директору проекта беспилотных автомобилей Google, сообщает, что предложенная этой компанией трактовка федеральных стандартов безопасности моторных транспортных средств признана правомерной. Соответствие этим стандартам – необходимое условие для допуска автомобиля на американские дороги.

Google утверждает, что езда на автомобилях станет безопаснее, если человек не будет управлять машиной, а принятие всех решений по вождению будет возложено на систему искусственного интеллекта (ИИ), учитывающую данные от множества сенсоров, камер и карт. Подход Google радикально отличается от концепций, предлагаемых многими автомобилестроителями, выступающими за постепенный переход к автоматическому управлению. Они полагают, что в ближайшие несколько лет нельзя будет отказаться от участия человека в управлении машиной.

В прошлом году проект Google оказался под угрозой, когда управление по моторному транспорту Калифорнии потребовало, чтобы каждый автомобиль, ездящий по дорогам штата, был оснащен рулем и педалями. Google выступил против этого требования, а в январе министр транспорта США Энтони Фокс поддержал компанию, заявив, что будет добиваться принятия новых общенациональных правил, ориентированных на «полностью автоматизированные транспортные средства».

За последние месяцы Google направил в NHTSA два письма с предложением пересмотреть действующие требования к устройству автомобиля, в частности касающиеся обязательного наличия педали тормоза, средств управления фарами и указателями поворота, зеркал заднего вида и стояночных тормозов. По мнению компании, эти компоненты могут быть исключены.

В заявлении NHTSA на сайте ведомства говорится: «Мы будем рассматривать понятие «водитель» в контексте дизайна автомобиля, предложенного Google, применительно к автоматизированной системе управления, а не к кому-либо из людей, находящихся в автомобиле. Мы согласны с идеей Google о том, что автоматизированная система может обходиться без «водителя» в традиционном смысле этого слова, как это было на протяжении более ста лет... Если ни один человек, находящийся в машине, фактически не участвует в управлении ею, целесообразно называть водителем то (а не того), что осуществляет вождение. В данном случае это часть оборудования машины, автоматизированная система вождения».

Авторы письма добавляют, правда, что некоторые затронутые Google вопросы находятся вне компетенции NHTSA. Они также предлагают компании пересмотреть свое мнение о необходимости исключить из конструкции машины традиционные компоненты вроде руля и педалей. Представители ведомства пообещали составить проект новых правил, в которых будет изменено определение понятия «водитель», но предупредили, что данный процесс может занять значительное время. Пока новые правила не приняты, ведомство предлагает Google подать заявку на освобождение от необходимости соблюдать некоторые пункты действующих правил на период тестирования создаваемого автомобиля. Представители Google заявили, что компания изучает содержание письма.

«Запутанный клубок юридических вопросов, касающихся беспилотных автомобилей, препятствует продвижению новых продуктов не меньше, чем технологические трудности, – говорит Карл Брауэр, аналитик из Kelley Blue Book. – Но если NHTSA готова считать ИИ легальной альтернативой водителю, управляющему машиной, это облегчит путь к внедрению автономных машин. Проблема ошибок и надежности остается, но при наличии у водителя-робота таких же прав, как у обычного водителя, автопроизводители смогут достаточно скоро вывести новые машины на дороги общего пользования как для тестирования, так и для реальной эксплуатации».

Перевел Александр Силонов