Закон для роботизированных автомобилей может помешать планам Google

Представители технологического гиганта раскритиковали правила для автороботов, предложенные властями Калифорнии
Правила требуют от водителей быть готовыми взять контроль над автомобилем. Но в прототипе Google нет ни руля, ни педалей
Правила требуют от водителей быть готовыми взять контроль над автомобилем. Но в прототипе Google нет ни руля, ни педалей / Google

Власти Калифорнии обнародовали предварительные правила для самоуправляемых автомобилей. Их принятие в виде закона необходимо, прежде чем любое из подобных транспортных средств может быть продано потребителям. Но проект сразу же попал под критику Google, обвинившей одного из самых прогрессивных регуляторов США в области транспорта в сдерживании прогресса.

Правила требуют от водителей быть готовыми взять контроль над автомобилем. «Лицензированный оператор будет обязан присутствовать внутри автомобиля и быть в состоянии взять под контроль в случае технического сбоя или другой чрезвычайной ситуации", - сказал регулятор. На начальной стадии применение беспилотной техники исключено. Это создает потенциальную проблему для принадлежащей Google компании Alphabet, которая занимается автомобилями-роботами, поскольку в разработанном ею прототипе изначально не было рулевого колеса и педалей. Компания испытывает автономные транспортные средства в Калифорнии с 2009 г. и имеет специальное разрешение для тестирования, требующее постоянного нахождения за рулем специально обученного водителя, готового взять на себя управление.

Предложенные департаментом автомобилей (DMV) Калифорнии в среду правила предлагают сохранить ответственность водителей за соблюдение правил дорожного движения независимо от того, находятся ли они за рулем или нет. Таким образом, предлагается ответ на основной вопрос дискуссии о правилах для автономных автомобилей: кто будет отвечать за несчастные случаи и другие происшествия с самодвижущимися транспортными средствами — машина или ее пассажиры.

Предлагаемые калифорнийскими властями правила хотят обязать водителей проходить курс обучения и получать специальный сертификат на три года на использование самодвижущихся машин. Автомобили-роботы должны тестироваться перед посткуплением в продажу независимыми организациями. Автопроизводителям будет разрешено только сдавать машины в лизинг, но не продавать их напрямую владельцам.

"Нас интересует безопасность", - сказал главный юрисконсульт DMV Брайан Субле, отвечая на вопрос, могут ли правила помешать Alphabet. "DMV считает, что производители должны получить больше опыта при тестировании беспилотных транспортных средств по дорогам общего пользования, до того как сделать эту технологию доступной для широкой публики", - заявил департамент.

Предварительные правила появились после нескольких месяцев работы. Законодательная власть штата требует, чтобы департамент разработал правила для тестирования и применения автономных транспортных средств. Руководители автомобильных компаний уже открыто заявляли, что боятся начинать выпуск автомобилей для потребителей, прежде чем им даст зеленый свет правительство.

В четверг руководитель подразделения самоуправляемых автомобилей Google Крис Йормсон назвал новые правила "озадачивающими" и создающими риск "установления потолка потенциалу самоуправляемых автомобилей", пишет Financial Times.

Йормсон утверждает, что функции "частичной" самоуправляемости, когда вождение постоянно передается от человека машине и обратно, более опасны, потому что людям "нельзя доверять присмотр за вождением, когда автомобиль поощряет их откинуться назад и расслабиться". Наличие полностью автономных транспортных средств также улучшает возможности передвижения для людей, не имеющих возможности управлять машиной, например для пожилых.

«Поддерживается тот же самый старый статус-кво и ограничения, не позволяющие технологии полностью реализовать свой потенциал, без учета интересов тех, кто нуждается в передвижении, но не может водить машину", - написал Йормсон на ресурсе Medium. "Мы разочарованы, но продолжим работу с DMV, поскольку они хотят получить в ближайшие месяцы обратную связь, с надеждой, что мы можем вернуть первоначальный дух законопроекту. Калифорния является штатом, обладающим одновременно автомобильной культурой мирового класса и инновациями мирового класса, и мы можем все улучшить", - добавил он.

Прототипы Google проехали более 1,3 млн миль в автономном режиме по Калифорнии и Техасу. На этой неделе Bloomberg сообщал, что Google в следующем году планирует выделить направление разработки самоуправляемых автомобилей в автономный бизнес, передав его Alphabet.

Сейчас 11 автомобильных и технологических компаний имеют разрешения на тестирование самоуправляемых транспортных средств на дорогах Калифорнии, среди которых местные компании Google, Tesla и стартап Cruise Automation и традиционные автопроизводители, включая BMW, Mercedes-Benz и Ford.

Производитель электромобилей Tesla, предлагающий одни из самых продвинутых систем помощи управлению автомобилем, считает, что системы автономного вождения будут доступны для массового потребителя только через несколько лет. При этом правила для самоуправляемых автомобилей или их отсутствие могут помешать широкому использованию технологии, считает Tesla.

Департамент транспорта Калифорнии собирается провести два этапа публичных обсуждений предложенных правил, первый в конце января 2016 г., пишет The Wall Street Journal. В случае одобрения правила вряд ли смогут вступить в силу раньше конца 2016 г., полагает FT.