Китай подозревают в допинг-нарушениях, но страна наращивает влияние в WADA
Пекин перечислил организации $2 млн сверх обязательного платежа, а китайский экипировщик стал ее техническим партнеромТри года назад на Олимпийских играх в Токио китайская пловчиха Чжан Юйфэй стала двукратной олимпийской чемпионкой, выиграв заплыв на 200 м и в составе эстафеты 4х200 м (оба – вольным стилем). Еще одну награду высшей пробы Китаю принес Ван Шунь, ставший лучшим в комплексном плавании на 200 м. В медальном зачете китайская сборная заняла четвертое место вслед за США (11 золотых медалей), Австралией (9) и Великобританией (4).
Свои медали китайские чемпионы завоевали несмотря на то, что за семь месяцев до Игр в их допинговых пробах были обнаружены следы запрещенного препарата триметазидина (ТМЗ). В «сети» допинг-офицеров китайской антидопинговой организации Chinada тогда в общей сложности попали 23 китайских спортсмена. В их организм, как утверждала Chinada, ТМЗ проник в результате заражения на кухне гостиницы Huayang Holiday Hotel в Шицзячжуане. В этом отеле пловцы проживали в январе 2021 г. во время одного из внутренних соревнований.
Загадка на кухне
Несмотря на факт выявления запрещенного препарата, все пловцы были допущены к участию в ОИ-2020 (перенесены на 2021 г. из-за пандемии коронавируса) после того, как Всемирное антидопинговое агентство (WADA) приняло доводы китайских коллег о случайном характере заражения. Многие из них во главе с той же Юйфей этим летом выступят на парижской Олимпиаде, что на днях вызвало волну возмущения среди их конкурентов. История из Шицзячжуана стала достоянием общественности после того как немецкий телеканал ARD и газета The New York Times провели совместное расследование, ознакомившись, в частности, с 61-страничным докладом Chinada, в котором приводятся детали эпизода с попаданием запрещенного препарата в организм пловцов.
По утверждениям китайской стороны, в ходе расследования сотрудники Министерства общественной безопасности Китая выявили следы ТМЗ в вытяжке, на контейнерах со специями и на сливах для раковин на гостиничной кухне. Информация о том, как сердечно-сосудистый препарат, который производится в форме пилюль и отпускается по рецепту, мог попасть в помещение, где готовят пищу, в докладе отсутствует.
В схожих ситуациях национальный антидопинговый орган обязан публично сообщить об обнаружении запрещенных веществ в пробах спортсменов и временно отстранить их от соревнований. Ни то, ни другое сделано не было, но, как объяснили в WADA, ключевым аргументом для того, чтобы не давать ход делу для китайской стороны стал случайный характер заражения. При этом уровень ТМЗ в пробах мочи был достаточно низкий, а у некоторых пловцов, пересдавших пробу, запрещенное вещество повторно не обнаружили.
«В регионе в тот момент наблюдалась вспышка COVID-19, была сложно требовать от каждого спортсмена объяснений, как триметазидин мог попасть в организм. Chinada решила начать расследование, которое привело к выводу, что это было случайное загрязнение. Решение было принято 15 июня, до этого момента не было ни одного решения, которое бы WADA могла опротестовать или перевести дело в Спортивный арбитражный суд», – сказал на позавчерашней пресс-конференции главный юрисконсульт WADA Росс Венцель.
По его словам, требование о публикации информации об имевшем месте использовании запрещенных препаратов не является обязательным, если антидопинговый орган посчитает, что нарушения не было. Именно эту позицию и заняла китайская сторона, что позволило ей не обнародовать сам факт выявления положительных проб.
Щедрый Пекин
В этом деле накануне наметился новый поворот – информагентство The Associated Press, ссылаясь на внутренний документ WADA, сообщило, что в 2018-2019 гг. Китай перечислил WADA почти $2 млн сверх взносов, требуемых регламентом организации.
Как утверждает AP, в конфиденциальном протоколе заседания Исполкома WADA, который оказался в распоряжении информагентства, говорится, что Китай перечислил WADA $993 000 в 2018 г. и $992 000 в 2019 г.
Это не свидетельствует о наличии прямой связи между платежами и замалчиванием допингового скандала, но говорит о растущем влиянии Китая на WADA. В частности, донорские отчисления производились в канун избрания в ноябре 2019 г. члена Международного олимпийского комитета (МОК) китаянки Ян Ян на должность вице-президента WADA, а в прошлом году организация подписала трехлетний контракт с китайским производителем спорттоваров Anta Sports на выпуск продукции под брендом WADA.
Всемирная антидопинговая организация финансируется по принципу 50-50 из бюджета правительств стран-участниц и за счет средств МОК.
При этом бюджет созданного WADA Департамента расследований и разведки с целью раскрытия случаев нарушения антидопинговой политики наполняется за счет донорских взносов. Его размер оценивается в $5 млн, а крупнейшими донорами являются Китай ($992 000 по состоянию на 2020 г.) и Индия ($1 млн).
Тем временем, не стихают реакции «чистых» спортсменов, считающих, что допуск китайских пловцов к Играм в Токио был ошибкой.
«Эта новость приводит меня в ярость. Я сочувствую достойным спортсменам, которые лишились уникального шанса завоевать медали из-за ошибки системы», – заявил олимпийский чемпион австралиец Мак Хортон. Заявление Хортона в своем аккаунте в Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) также опубликовала его соотечественница, пятикратная олимпийская чемпионка Эмма Маккеон. На Олимпиаде в Токио австралийка выиграла бронзовую медаль в заплыве на 100 м баттерфляем, уступив китаянке Юйфей в борьбе за серебро на восемь сотых секунды.