Выход к доске: как сапсерфинг стал главным спортивным трендом лета в России
Мероприятия собирают тысячи участниковГребной спорт претендует на звание одного из старейших в мире – люди строили плоты и мастерили примитивные весла еще тысячи лет назад. Со временем дерево заменили на ПВХ, конструкция стала более эргономичной, надежной и безопасной, но суть осталась прежней. Аббревиатура SUP расшифровывается как Standup paddleboarding, т. е. «гребля стоя». Современный сапсерфинг возник в 1940-х на Гавайях, в официальный спорт превратился к началу 2010-х – и теперь он популярен в разных странах, в том числе и в России.
Рекордный интерес
Утром 5 августа 2023 г. на реках и каналах в центре Санкт-Петербурга остановилась привычная навигация – на воду спустились сапсерферы. Ежегодный фестиваль «Фонтанка SUP» собрал рекордные 10 000 участников. В течение нескольких часов райдеры преодолевали дистанцию в 9 км. Многие вышли на старт в костюмах пиратов, космонавтов, супергероев и звезд шоу-бизнеса – получился настоящий карнавал.
«В прошлом году у нас было около 6500–7000 человек, – рассказывает «Ведомости. Спорту» продюсер фестиваля Дмитрий Витковский. – Но этим летом случился абсолютный аншлаг. «Фонтанка SUP» проходит уже восемь лет, и, конечно, на начальном этапе в мире были события покруче, например в Венеции. В России тоже организуют подобные мероприятия. Скажем, в Подмосковье проходит Zavidodo SUP Challenge, но оно больше про спорт – гонка, несколько дистанций и т. д. У нас тоже есть гонка, которая стартует рано утром перед заплывом, и в этом году в ней участвовало порядка 140 райдеров из разных городов. Но как карнавальная история ничего подобного я больше нигде не видел. Сейчас «Фонтанка SUP» – самый большой фестиваль в мире».
Сапсерфинг популярен не только в Петербурге, но и в других городах. Для сапборда не нужны океанские волны, а освоить управление им проще, чем серфом, поэтому многие занимаются самостоятельно – покупают доску с веслом и выходят на близлежащие водоемы. Другие обращаются к профессионалам.
«За первые три года через нас прошло примерно 16 000 клиентов, – объясняет в интервью «Ведомости. Спорту» Иван Бут, сооснователь клуба GoSup Moscow. – Для любителей мы работаем только летом и в месяц предоставляем чуть меньше 2000 услуг. Если смотреть по продажам оборудования, то там наблюдается арифметическая прогрессия. В год торгуется до 50 000 сапов, и это только официально».
Профессиональный сегмент тоже активно развивается. Сапсерфинг находится в ведении сразу двух международных федераций – гребли и серфинга. Чемпионатов мира тоже два, и до отстранения российские спортсмены регулярно брали медали. «Все лето каждые выходные в Москве проходят какие-то соревнования – как для профессионалов, так и для любителей. Четыре года назад за сезон было всего 10 стартов, а теперь гораздо больше. К тому же сейчас наш вид спорта рассматривают букмекеры, чтобы можно было делать на нем ставки», – говорит Бут.
Если любительский сапсерфинг – это больше медитативное или даже созерцательное занятие, то профессиональный весьма динамичен. По словам Бута, по скорости сап не уступает каноэ или байдаркам, а самые сильные спортсмены способны разогнаться до 20 км/ч.
Быстрый старт
Ажиотаж вокруг сапсерфинга в Петербурге, Москве и других российских городах объясняют в том числе его простотой. Научиться азам можно уже на первой тренировке. «97% процентов встают на доску буквально через 10 минут после начала ознакомительного занятия. А к концу первых двух часов спортсмен проходит 4–5 км», – рассказывает Бут.
По его словам, заниматься любительским сапсерфингом относительно недорого. Оборудование можно арендовать или купить подержанное. Цена на сапы в интернете стартует с 10 000–15 000 руб., но чаще всего за эти деньги продают не слишком качественное оборудование – такие доски быстро изнашиваются, поэтому лучше немного переплатить. Но гнаться за профессиональными бордами не ст оит. Полный комплект для участника соревнования обойдется минимум в 400 000 руб.
На интерес к сапсерфингу отреагировал бизнес. С каждым годом клубов, где можно научиться кататься на доске, становится больше. Правда, количество спортсменов растет не так интенсивно. «Рынок активно развивается, – говорит Витковский. – Раньше клубов было мало, а клиентов много, сейчас наоборот – клубов много. К тому же у многих теперь появились собственные сапборды».
Чтобы открыть клуб, запредельные инвестиции не нужны. Бут считает, что стартовать можно с 1 млн руб., хотя позже понадобятся дополнительные вложения. На запуск GoSup Moscow выделили в 6 раз больше и значительную часть от этой суммы потратили на 60 досок. Так много для старта закупать не обязательно – можно начать с 10 штук. Сейчас в подчинении у Бута работают 30 человек – это инструкторы, тренеры, администраторы и специалист по маркетингу.
Ориентир – триатлон
В России сезон сапсерфинга короткий. Любители катаются с июня по август, профессионалы начинают тренироваться, как только сходит лед, – и до первых морозов. Так что зимой клубы простаивают. Для многих владельцев сап – это все же не основной источник дохода. Например, Бут работает декоратором и постановщиком шоу на ТВ.
«Сапсерфинг – это про комьюнити-билдинг, – признается совладелец клуба. – Огромная проблема жителя любого мегаполиса – одиночество, и сап решает эту проблему. С его помощью находят единомышленников и очень интересных людей. У нас в клубе занимаются олимпийские чемпионы, главврачи больниц, юристы, представители шоу-бизнеса – люди самых разных профессий. Сап-клуб должен сосредоточиться именно на создании комьюнити, в том числе для того, чтобы добиваться финансовой эффективности».
Существуют и другие виды коммерческой деятельности, завязанные на сапах. На морских курортах сообщество единомышленников создавать нет смысла – там просто сдают доски в аренду и даже почти не учат кататься, ведь аудитория обновляется каждые две недели. Другие компании строят бизнес на организации сплавов, когда любители отправляются в длительные экспедиции и берут с собой сап. Что же касается клубной модели бизнеса, то заработать на ней довольно сложно. Бут считает, что без поддержки спонсоров не обойтись, и приводит в пример триатлон.
«Большинство видов гребли – местечковые, – рассуждает он. – В основном их развивают государственные и полугосударственные клубы, которые воспитывают определенное количество атлетов и проводят формальные чемпионаты. Поддержка спортсмена там минимальна, ведь это некоммерческий спорт. Сапсерфингу такая модель не подходит. Нам нужно ориентироваться на триатлон с его массовыми стартами и большим вниманием спонсоров.
У нас тоже были сильные партнеры – World Class, «Яндекс», «Траектория», причем не только на соревнованиях, но и посреди сезона. Например, «Яндекс» покупал наши станции под брендинг и приводил клиентов, а другие компании устраивали корпоративные тренировки. Но пока это исключение из правил. Обычно у клубов нет таких контактов с потенциальными спонсорами».
По словам Бута, сапсерфинг может превратиться если не в новый триатлон, то хотя бы в новые лыжи. В этой дисциплине тоже короткий сезон, но это не мешает массовости. Катание на досках должно стать таким же видом семейного развлечения, как выход на лыжню.
Производство – Петербург
Другой способ заработать на растущей популярности сапсерфинга – изготовление досок. В основном их выпускают в Китае, но российские компании уже конкурируют с ними на домашнем рынке. «У нас в Петербурге базируется один из лучших производителей, доски также делают в Москве и Подмосковье, – говорит Витковский. – Российские сапборды изготавливают по хорошей технологии, они намного лучше, чем китайские. Хотя, конечно, подавляющее большинство райдеров катаются на более доступных досках из Китая».
Доски под брендом Atlas Watersport петербургская компания «Атлас спорт» выпускает последние пять лет. До этого она производила аксессуары для яхт, но сегодня сапборды и гидрокостюмы для катания на них – основное направление бизнеса.
«Сложно оценить, сколько досок наша компания в сре днем выпускает: бизнес сезонный, к тому же мы год от года растем, – рассказывает в беседе с «Ведомости. Спортом» генеральный директор «Атлас спорта» Данил Тимошин. – Но в районе тысячи мы производим. Доски покупают прокатные школы, центры сапсерфинга, частные клиенты, дилеры и т. д. У нас есть интернет-магазин, но основные продажи идут через дилеров. Цены у нас на сайте и в торговых сетях одинаковые. Обычно покупают там, где райдеру удобнее обслуживать доску».
Российский сап стоит дорого. Тимошин причисляет свои доски к премиальному сегменту: если в сетевых супермаркетах цена за китайский борд начинается от 20 000 руб., то сап Atlas Watersport стоит больше 50 000 руб. В компании объясняют это тем, что при производстве используется более дорогой и технологичный немецкий материал. В Китае же работают с местным сырьем – оно само по себе дешевле, к тому же нет расходов на транспортировку и таможенные платежи.
«Изготовление досок – на 90% ручной труд, – объясняет Данил. – У нас на производстве задействовано около 20 человек. При этом материал непростой, поэтому требуется персонал высокой квалификации».
Тимошин отказался называть сумму, которую вложил в бизнес. Но, по его словам, в ближайшие годы этот рынок может стать более конкурентным. Он ждет, что на фоне развития вида спорта производством досок займутся новые российские фирмы.