Скорость автомобиля, карбоновый корпус и современное искусство: в России появились фойловые яхты
Осенью в Геленджике планируются первые соревнования на крылатых лодкахОдним из первых судно с подводным крылом – фойлом – разработал еще в 1898 г. итальянский изобретатель Энрико Форланини. С 1940-х подобные конструктивные решения стали применяться при строительстве кораблей для флота США, СССР, Германии и других стран: так военные суда могли разгоняться до 100 км/ч. Почти космическая скорость для того времени.
Развитие фойлинга в мирных целях – в яхтенном спорте – началось в 1960-х. А в современном варианте фойлы появились в нулевых, когда была разработана одноместная лодка Moth (в переводе на русский – «мотылек»). Сейчас крылатые суда разного типа производят многие зарубежные верфи, соревнования проводятся в нескольких классах, но в России до недавнего времени подобных яхт не было.
Редкая история
В июне в Петербурге на воду спустили две карбоновые лодки 69F (цифра обозначает длину яхты, F – наличие фойла). Они приехали в Россию из Италии благодаря компании «Рундук рейсинг», которая занимается организацией регат и продвижением парусного спорта. По словам ее генерального директора Валерии Коваленко, чемпионки России по парусному спорту 2018 г. в классе яхт J70 и призера зарубежных регат, сейчас в мире всего 44–45 лодок на фойле. Они составляют лишь 5% от числа всех яхт планеты.
Поэтому раздобыть их в условиях санкций – большая удача. Доставка одной лодки в Россию с уплатой НДС и ввозных пошлин обошлась примерно в 270 000 евро.
«Фойловые лодки сделаны из высокотехнологичных материалов, – объясняет высокую цену «Ведомости. Спорту» участник Олимпиад 2008 и 2012 гг. в классе Laser Standart Игорь Лисовенко. – При выходе на крыло у яхты уменьшается сопротивление с водой, что позволяет превышать скорость истинного ветра в несколько раз. Поэтому по сравнению с другими яхтами разница в скорости ощущается очень сильно. Управление такой яхтой сравнимо с пилотированием болида «Формулы-1», что требует особого мастерства».
Лодки на фойле способны разгоняться до 30 узлов (60 км/ч) – яхты других классов в 1,5–2 раза медленнее, поэтому по технике безопасности спортсмены должны быть в шлемах и более плотных спасательных жилетах. «Гонки на этих лодках требуют большого физического ресурса, – добавляет Коваленко. – Каждому члену команды необходимо постоянно учиться в отличие от лодок других классов, где все более-менее стандартно. Я бы сравнила этот процесс с поездкой на дорогой спортивной машине сразу после окончания автошколы. Да, вы сможете такой автомобиль завести, но не сможете воспользоваться его конкурентными преимуществами».
Но в парусном спорте результат определяют не столько технические характеристики яхты, сколько квалификация и слаженность экипажа. «У вас может быть полный комплект самых лучших парусов, а это под 6000 евро для лодки J70 – это самый массовый в мире класс килевых яхт, очень популярный и в России, – говорит Коваленко. – Но это не гарантирует победу. Можно вообще набрать себе все самое дорогое, но в итоге проиграть на финише лодке с заплатками на парусе за три копейки, у которой обученная команда».
Имидж – все
Коваленко подчеркивает, что покупка фойловых лодок – имиджевая, а не коммерческая история. «Мы хотим, чтобы те ребята, которые в 9–10 лет начинают заниматься парусным спортом, к тому времени, когда они уже станут подростками, были в тренде, – объясняет она. – Потому что тогда уже весь мир, скорее всего, перейдет на фойлы. Не на 100%, конечно, но достаточно большое количество важных и известных гонок будут проводиться на фойлах. И если российские яхтсмены не будут видеть, куда движется парусный спорт, то они не смогут добиться результата, а нас ведь рано или поздно, наверное, допустят к международным соревнованиям».
Коваленко отмечает, что внутрироссийские старты по парусному спорту уже давно не отличаются разнообразием. А главное – отечественные яхтсмены лишены возможности пробовать свои силы в полностью профессиональных гонках. Яхтенный бизнес в России устроен таким образом, что даже на официальных стартах команда может быть собрана из профессионалов, но рулевой в большинстве случаев любитель-спонсор. «И получается, что профи, которые у него на лодке, не могут в полной мере реализовать свой потенциал, – добавляет Коваленко. – А, например, в Америке и Европе развиты турниры, где соревнуются только профессиональные команды. Это очень зрелищные соревнования».
В пример Коваленко приводит одну из самых престижных мировых яхтенных серий – Sail GP: это 6–7 этапов в Австралии, Новой Зеландии, США, Франции, Испании, ОАЭ с участием 10 команд. «Конечно, лодки в Sail GP стоят в десятки, а то и больше раз дороже, чем те, которые привезли мы, – добавляет Коваленко. – Но это не отменяет нашего желания сделать в России полностью профессиональную серию и устроить прямой эфир с комментарием яхтсмена».
Медийная активность – важная часть будущего проекта. Она призвана показать, что парусный спорт существует не только на воде, но и на берегу. В регионах, где яхтинг особенно популярен (например, в Сиднее, Марселе или Сан-Франциско), во время гонок на берегу обязательно устраивают фан-зоны для зрителей и организуют качественную съемку. В России такая практика пока не заведена. «Мы бы хотели показать, что парусный спорт – это не только какое-то корпоративное развлечение, а красивые, дорогие лодки, которые прекрасно смотрятся как вживую, так и на дорогой профессиональной картинке, – объясняет Коваленко. – Даже если наше сообщество пополнится на 10% людей, это уже будет здорово».
Чистая красота
Первую регату нового формата Коваленко планирует провести в октябре в Геленджике. В ней будут участвовать две лодки и четыре команды в формате матч-рейса (дуэльные заезды). На проведение мероприятия потребуется, по оценке Коваленко, больше 1 млн руб. Но уже есть круг меценатов, готовых вложиться в организацию береговой части состязаний.
Трансляцию обеспечат друзья-медийщики, которые помогали с показом подобного матч-рейса в 2021 г. Права на показ продавать не будут, призовой фонд у гонки не предусмотрен. «Для нас это больше пиар-история, – рассуждает Коваленко. – Мы хотим предложить другим лодкам посмотреть гонки с воды, пригласить зрителей, сделать фан-зону, увидеть, какой это вызывает интерес, сколько людей посмотрят нашу трансляцию и т. д. Это поможет нам понять, как действовать дальше, чтобы продавать эти соревнования».
По словам Коваленко, даже если перед стартом появится богатый спонсор, желающий разместить свой логотип на лодках, организаторы не согласятся. «Мы ничего не будем клеить на самом карбоне, потому что на нем уже есть работы двух современных российских художников – Людмилы Барониной и Валерия Чтака, – говорит Коваленко. – Каждый из них придумал историю и идею для цветной полосы на борту и разрисовал шлемы». Кстати, владелец серии Sail GP, один из богатейших людей мира Ларри Эллисон (№ 4 рейтинга Forbes, состояние – $147,9 млрд), поначалу тоже не привлекал к гонкам партнеров. Он год делал очень красивый, дорогой продукт, а затем продал трансляции в 135 стран мира.
В проекте Коваленко для брендинга доступны паруса лодок, но организаторы намерены тщательно подойти к выбору спонсоров. Валерия признает, что для покупки еще двух лодок ее компания ищет партнеров, но таких, которые будут идеологически близки команде: «Которые будут хотеть что-то сделать, а не заработать в моменте».
Трудовые будни
Несмотря на то что лодки на фойле постепенно набирают популярность в мире, класс 69F в ближайшем будущем вряд ли станет олимпийским. Причина проста: судно, претендующее на включение в олимпийскую программу (на Олимпиаде в Париже-2024 будет 10 парусных дисциплин, перед каждыми Играми список классов утверждается заново), должно быть доступным. Лодка 69F дорогая и больше создана для яхтсменов, которые уже прошли Олимпиаду или хотя бы имеют солидный опыт в парусном спорте. «Но при этом мы не считаем себя членами какого-то ограниченного масонского клуба, отрезанного от общества, – убеждает Коваленко. – Мы, скорее, такие правильные масоны, которые ежедневно трудятся и идут к намеченной цели. Несмотря на массу бюрократических (и не только) сложностей, с которыми мы ежедневно сталкиваемся. В сериале «Викинги» есть эмоциональная сцена, в которой герои несут корабль. И вот они его несут, несут и постепенно понимают, что сейчас лед должен скрыться, появится вода – и они поплывут. Вот и мы ассоциируем себя примерно так же».