Поиск по номеру: 50 лет назад АТР придумала компьютерный рейтинг игроков, который изменил теннис

    В 1970-х с расчетами помогала аэрокосмическая компания
    Евгений Кафельников (справа) первым из россиян возглавил рейтинг ATP – на шесть недель в 1999 г., а полтора года спустя номером один стал Марат Сафин (слева) – на девять недель в 2000 г
    Евгений Кафельников (справа) первым из россиян возглавил рейтинг ATP – на шесть недель в 1999 г., а полтора года спустя номером один стал Марат Сафин (слева) – на девять недель в 2000 г /Игорь Уткин и Павел Петров / ИТАР-ТАСС / Canon

    В 1877 г. состоялся первый Уимблдонский турнир и начался отсчет истории современного тенниса. Но первые объективные, регулярно обновляемые рейтинги игроков появились почти век спустя, в 1973 г. С тех пор только 28 игроков достигали вершины мужского рейтинга. Рекордные 389 недель в статусе первой ракетки мира находился Новак Джокович, а из россиян лишь трое возглавляли рейтинг: Евгений Кафельников (1999 г.), Марат Сафин (2000 г.) и Даниил Медведев (2022 г.).

    Революционное движение

    В 1968 г. в теннисе была объявлена «открытая эра». До этого игрокам, зарабатывающим на показательных матчах, запрещалось выступать на любительских турнирах. Так, 12-кратная чемпионка личных турниров «Большого шлема» Сюзанн Ленглен лишилась возможности увеличить число своих побед, когда в 1926 г. подписала контракт на показательный мировой тур. В 1968 г. Международная федерация тенниса (ITF) поняла, что утечка игроков в профессионалы отрицательно сказывается на зрелищности турниров, и приняла решение снять ограничения. Так теннис стал коммерческим видом спорта, а успешные теннисисты – богатыми людьми.

    Следующим шагом в укреплении правового статуса игроков стало создание в 1972 г. Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP) с целью защищать интересы игроков. Чиновники старой закалки были не в восторге от появления «профсоюза». Напряженность между теннисистами и организаторами турниров росла и достигла пика на Уимблдоне-1973, когда более 80 игроков отказались от участия в турнире в знак протеста против недопуска югослава Николы Пилича. В том сезоне он был очень хорош, но получил от национальной федерации тотальную дисквалификацию на девять месяцев за пропуск Кубка Дэвиса – вместо выступления за сборную Пилич предпочел отправиться на коммерческий турнир с крупными призовыми.

    Позже наказание сократили до месяца, но на Уимблдон Пилич все равно не попал. Именно тогда набирающая вес в теннисном мире ATP заявила, что такое решение пренебрегает правом спортсмена на свободный труд, и устроила массовый бойкот.

    Это было первым крупным ударом со стороны ATP по устоявшемуся миру тенниса. Но ассоциация готовила еще более серьезное оружие в борьбе за влияние. Первый исполнительный директор ATP Джек Крамер поручил правлению разработать свою собственную компьютерную систему рейтингов, чтобы получить контроль над турнирами. Основной целью было ранжировать теннисистов по результатам и в итоге получить список, отражающий реальный уровень каждого игрока.

    Полет в космос

    До этого различные рейтинги теннисистов составляли национальные комитеты, турниры, спортивные журналисты – единых критериев распределения очков не было. Так, в 1970 г. сразу три игрока заняли первую строчку в различных рейтингах. Самым уважаемым из журналистских был список, который с 1952 г. составлял обозреватель газеты The Daily Telegraph Лэнс Тингай.

    До появления единого рейтинга на турниры приглашали и сеяли игроков по субъективному мнению организаторов. Лидер мужского тенниса начала 1970-х американец Стэн Смит назвал то время «звездной системой»: приоритетом пользовались теннисисты, привлекавшие на трибуны зрителей и тем самым обеспечивавшие продажи билетов. Как следствие, местные или популярные игроки иногда могли участвовать в больших турнирах, не имея соответствующего уровня. Остальные теннисисты были вынуждены за месяц до начала соревнований отправлять организаторам мотивационные письма с перечислением всех своих достижений за последнее время. А те сравнивали полученные заявки и выборочно приглашали игроков.

    Вся эта неоднозначность побудила ATP взять дело в свои руки, и 23 августа 1973 г. в свет вышел первый компьютерный рейтинг, в который вошли 186 игроков. «Первоначально мы получали результаты и рисованные турнирные сетки по почте, – вспоминал Боб Крамер, сын директора ATP и один из разработчиков первого рейтинга. – Иногда нам приходилось звонить, чтобы убедиться, что турнир вообще состоялся!» В первые годы у ATP не было собственных компьютеров для проведения расчетов, и сотрудники отвозили пачки собранных статистических данных в крупную аэрокосмическую компанию TRW в Лос-Анджелесе, где имелись мощные вычислительные системы.

    Спортивные СМИ запестрели ироничными заголовками про «рейтинг из космоса», но для традиционалистского тенниса это нововведение стало знаковым событием.

    Формула расчета представляла собой сумму очков, накопленных теннисистом за год, которая делилась на количество сыгранных турниров. Таким образом, недостаточно было играть много, чтобы обогнать соперников. Также начислялись бонусные очки за победу над любым сеяным (выделенным организаторами турнира в группу сильнейших) игроком. Поначалу, пока не было факса и интернета, длинные напечатанные рейтинговые листы рассылались по турнирам обычной почтой и вывешивались в раздевалках – только там теннисисты и могли узнать свою позицию в списке.

    Первым в истории № 1 оказался румынский теннисист Илие Настасе, который к тому моменту за сезон успел выиграть 12 турниров, в том числе «Ролан Гаррос». Он 40 недель пробыл первой ракеткой, но так и не стал фанатом новой системы: борьба за лидерство сказалась на отношениях между теннисистами. «У меня не было много времени, чтобы наслаждаться своим высшим рейтингом, когда он у меня был, потому что все хотели отобрать его у меня», – вспоминал спустя 40 лет Настасе. На 34-й строчке первого рейтинга разместился советский теннисист Александр Метревели, который в том году дошел до финала Уимблдона.

    С появлением рейтинга самым достойным игрокам независимо от их национальности и звездного статуса было гарантировано участие в турнирах. Двукратный чемпион турниров Большого шлема Стэн Смит так и не добрался до вершины рейтинга ATP, потому что с 1973 г. его карьера пошла на спад. Несмотря на это, он считает эту инициативу важнейшим вкладом ATP в здоровое развитие тенниса. 

    Несовершенная система

    Очевидно позитивное влияние на спорт вовсе не означало одобрения новой системы теннисистами. В 1977 г. аргентинец Гильермо Вилас выиграл 16 турниров, в том числе US Open и «Ролан Гаррос», но закончил год лишь на второй строчке рейтинга. «Я побеждал и побеждал, но так и не смог сделать следующий шаг к первой строчке. Система мне совсем не помогала», – сокрушался теннисист.

    В 2020 г. Netflix выпустил документальный фильм «Гильермо Вилас: Сведение счетов». В нем рассказывается, как в 2014 г. журналисты провели анализ статистических данных и выяснили, что аргентинский игрок еще в 1975 г. должен был стать первой ракеткой мира. Но до 1979 г. рейтинги ATP публиковались нерегулярно, и так получилось, что в «удачные» для Виласа недели у «счетной машины» ATP был перерыв. Ассоциация отклонила просьбу включить аргентинца в список теннисистов № 1 постфактум, так как побоялась других возможных разбирательств. «Мы не можем принять эту версию рейтингов как официальную. Я на 100% уверен, что переписать историю невозможно», – резюмировал Крис Кермод, генеральный директор ATP с 2014 по 2019 г.

    В 1990-х ATP изменила механику подсчета рейтинга: была введена система Best 14, которая учитывала только 14 лучших результатов теннисистов за год. Но и тут нашлись недовольные: как можно не обращать внимания на провальные выступления при определении сильнейшего. Также в этой системе потерялась ценность турниров «Большого шлема»: швед Стефан Эдберг возглавил в 1990 г. рейтинг, вылетев в первом раунде двух мэйджоров.

    В 2000-х ATP решила опробовать формат «Гонки чемпионов»: сезон все теннисисты начинали с нулем в активе. Но для посева и отбора на турниры использовали старые «необнуленные» рейтинги. Таким образом, одновременно действовало сразу два списка: для болельщиков и «теневой» – для организаторов. Из-за этого возникала путаница. К примеру, в 2000 г. фанаты задавались вопросом, почему австралиец Ллейтон Хьюитт, лидировавший в «Гонке чемпионов», не был посеян под первым номером на турнирах.

    В нынешней схеме учитываются 19 лучших результатов за год (+1 Итоговый турнир для восьмерки лучших теннисистов), но ATP ввела критерий важности соревнований. По нему все четыре турнира «Большого шлема», а также восемь «Мастерсов» входят в число обязательных для рейтинга.