Как «Большая тройка» готовится к пенсии – Федерер создал линию одежды, Надаль открыл отель, Джокович заработал на недвижимости

    Не просто великие теннисисты, но и успешные бизнесмены
    Надаль, Федерер и Джокович доминировали в мужском теннисе на протяжении 15 лет
    Надаль, Федерер и Джокович доминировали в мужском теннисе на протяжении 15 лет /Clive Brunskill / Getty Images for Laver Cup

    Теннисная «Большая тройка» готовится к спортивной пенсии. 42-летний Роджер Федерер уже завершил карьеру – в сентябре 2022-го. 37-летний Рафаэль Надаль восстанавливается от очередной травмы и намерен закончить в 2024 г. У 36-летнего Новака Джоковича есть еще в запасе два-три года, однако и ему все сложнее конкурировать с новым поколением во главе с 20-летним Карлосом Алькарасом. 

    Каждый из «Большой тройки» – не просто выдающийся теннисист, но и успешный инвестор. «Ведомости. Спорт» уже писал о бизнес-инициативах Федерера, Надаля и Джоковича. Но они не останавливаются на достигнутом и вкладываются в новые проекты. Рассказываем подробности.  

    Федерер представил собственную коллекцию одежды

    По данным Forbes, за 24 года карьеры Федерер заработал $131 млн призовых. Но эта сумма не идет ни в какое сравнение с тем, сколько денег швейцарец получил за активности вне корта. 

    Роджер – один из всего лишь семи спортсменов в истории, чей доход за рекламу и бизнес-проекты превысил $1 млрд до вычета налогов. Помимо Федерера, в элитную группу входят баскетболист Леброн Джеймс, боксер Флойд Мейвезер, футболисты Лионель Месси и Криштиану Роналду, а также гольфисты Тайгер Вудс и Фил Микельсен. 

    Для сравнения: Надаль заработал $134 млн призовых, а Джокович $171 млн. При этом от рекламных контрактов и бизнес-проектов испанец и серб получили в два раза меньше Федерера – в 2022 г. Forbes оценивал эти суммы в $500 млн и $470 млн. 

    В мае стало известно, что завершивший карьеру швейцарец умудрился заработать за последний год $95 млн вне корта (прощальное выступление на Кубке Лэйвера принесло ему лишь $100 000) – он по-прежнему входит в топ-10 самых высокооплачиваемых спортсменов мира. Среди основных спонсоров Федерера – бренд часов Rolex, финансовый холдинг Credit Suisse Group, винодельческий дом Moёt & Chandon, дом моды Louis Vuitton, производитель спортивных товаров Wilson и, конечно, сеть розничной одежды Uniqlo. 

    Роджер подписал 10-летний контракт с Uniqlo в 2018-м, когда ему уже было 36 лет. Бренд очевидно собирался сотрудничать с Федерером и после окончанием им карьеры, иначе не предложил бы теннисисту невероятные $300 млн. 

    Ради сделки с японской фирмой Роджер отказал своему многолетнему партнеру компании Nike. Тем более отношения между сторонами были испорчены после двухлетнего суда о правах на бренд RF (инициалы теннисиста). Долгое время атрибутика, выпускаемая под этим лейблом, принадлежала Nike, но Федерер смог в результате судебного разбирательства забрать лицензию себе. 

    В последние годы Uniqlo одевал Роджера, а в августе стороны представили совместную коллекцию. Главным дизайнером выступил британец Джонатан Андерсон, а теннисист давал рекомендации, что он хочет видеть в одежде.

    «Я всегда мечтал сделать коллекцию, идеально подходящую для игры в теннис и в то же время универсальную для других сфер повседневной жизни, – сказал Федерер на презентации во флагманском магазине Uniqlo на Пятой авеню в Нью-Йорке. – Мне повезло, что Джонатан разделил это видение. Вместе мы смогли создать стильную и удобную линию в классическом теннисном стиле». 

    Роджер Федерер представляет собственную линию одежды в партнерстве с Uniqlo
    Роджер Федерер представляет собственную линию одежды в партнерстве с Uniqlo /Bryan Bedder / Getty Images for Uniqlo

    Коллекция Roger Federer x JW Anderson Uniqlo поступит в продажу в первый день US Open, 28 августа. Цены на одежду будут находиться в пределах $40–90.

    После завершения карьеры Федерер много времени уделяет моде – например, в мае Роджер стал одним из ведущих Met Gala, бала нью-йоркского Института костюма. Вместе с Федерером обязанности распорядителей выполняли актрисы Михаэла Коэл и Пенелопа Крус, певица Дуа Липа и главный редактор американского Vogue Анна Винтур, с которой швейцарца связывают длительные дружеские отношения. 

    Также Роджер активно участвует в благотворительных матчах, ездит на горных лыжах, путешествует (побывал, например, в Лесото) и даже выступает на концертах. В июле теннисист появился на концерте группы Coldplay в Цюрихе – вышел на сцену, сыграл на шейкере и подпевал солисту во время исполнения песни Don’t Panic. 

    Надаль инвестировал в сеть отелей стоимостью $5 млрд 

    Рафа не выходил на корт с Australian Open-2023 из-за травмы бедра. В мае он пропустил «Ролан Гаррос», который выигрывал 14 раз со времен дебюта в 2005-м. Тогда же испанец объявил, что полностью пропустит нынешний сезон, чтобы подготовиться к выступлениям в 2024-м – Надаль хочет устроить прощальный тур по любимым турнирам и завершить карьеру. 

    Безбедная жизнь Рафе обеспечена. Состояние «короля грунта» оценивается в $220 млн, у него действуют рекламные контракты с брендом часов Richard Mille, банком Santander, производителями одежды Emporio Armani и Tommy Hilfiger, телекоммуникационной компанией Telefonica, создателем теннисных аксессуаров фирмой Babolat. 

    И это еще не все статьи доходов. После 30-ти Надаль пошел в бизнес. 22-кратный победитель «Больших шлемов» родился и вырос на Мальорке и все свое свободное время проводит на этом острове. Там он в 2016-м открыл академию Rafa Nadal Academy. В заведении идет общеобразовательная подготовка детей, но акцент, разумеется, делается на спорте. В академии есть 27 теннисных кортов, футбольные и баскетбольные площадки. Всего в академии Надаля занимается больше 130 детей в возрасте от 12 до 18 лет. Руководит школой в качестве президента мать спортсмена Ана Мария Парера.

    Также Рафа вложился в сеть ресторанов Tatel, заведения есть в Мадриде, в Майами и на Ибице. Но главным интересом теннисиста в последнее время стал туристический бизнес. В декабре прошлого года теннисист объявил о запуске собственного бренда Zel, учрежденного совместно с сетью отелей Melia, компания основана в 1956-м. Теннисист вложил в проект $23 млн собственных средств. 

    Известно, что оба партнера получили равные доли в проекте – таким образом, Надаль будет принимать непосредственное участие в управлении активами Melia Hotels под брендом Zel. По словам теннисиста, в течение пяти лет компания планирует открыть 20-25 отелей в разных частях Европы, Ближнего Востока, Азии и Америки. Первая точка ожидаемо появилась на родине Надаля.

    «Для меня отдых всегда ассоциировался со Средиземноморьем и островом Мальорка, где я родился. Открытие отеля здесь — это мечта, которая стала реальностью, – рассказал Рафа. – Как человек, который провел большую часть своей жизни, путешествуя по миру, я хотел создать что-то новое и яркое, соответствующее традициям Балеарских островов».

    Отель Надаля располагается в 20 минутах езды от аэропорта Пальмановы – одного из самых живописных курортов Мальорки. На открытии присутствовало более 300 гостей, публику развлекали известные испанские диджеи Пако Коломбас и Хорди Рус. На выбор отдыхающим предоставлено 165 номеров, в том числе 21 люкс, из которых открывается захватывающий вид на море.

    Стоимость компании Melia Hotels International, владеющей более 400 отелями в 43 странах мира, оценивается в $5 млрд. Генеральный директор фирмы Габриэль Эскаррер уверен, что отель Zel на Мальорке – только старт для гостиничного бизнеса Надаля: «Мы рады объявить об особом партнерстве с иконой спорта Рафой Надалем, который является кумиром миллионов людей по всему миру. Наш бренд успешно работает уже более 65 лет. Уверен, что вдохновляющее руководство Надаля приведет нас к новым вершинам».

    Надаль намерен тесно сотрудничать с сетью отелей Melia. На фото теннисист с гендиректором компании Габриэлем Эскаррером
    Надаль намерен тесно сотрудничать с сетью отелей Melia. На фото теннисист с гендиректором компании Габриэлем Эскаррером /Zuma / TASS

    Далее теннисист и его компаньоны планирует открыть отель в Мексике в 2025-м. После чего к 2028-му появятся точки в Мадриде, Париже и Лондоне. Кажется, у Рафы есть все шансы достичь в гостиничном бизнесе таких же успехов, какие покорились ему в спорте. 

    Джокович купил новый дом в Черногории и заработал на сделке $14 млн 

    Долгие годы главным начинанием Новака было продвижение продуктов здорового питания. Еще в 2013 г. серб выпустил книгу «Serve to Win», в которой рассказал, как за счет перехода на безглютеновую диету прибавил в спортивных результатах. В 2015 г. Джокович запустил линию продуктов под маркой DjokoLife, включающую безглютеновые хлебцы, хрустящие тосты из рисовой муки, батончики с медом и кунжутом, овощные коктейли и другие товары.

    Как и Рафа, Новак, чье состояние оценивается в $240 млн, имеет свою академию на родине. Novak Tennis Centre в Белграде включает 14 теннисных кортов (11 грунтовых и 3 хардовых), тренажерный зал, бассейн и даже музей, посвященный Джоковичу. Управляет центром младший брат Новака — Марко. 

    Учредителем академии является компания Family Sport. Она основана Джоковичем вместе с родителями Дияной и Срджаном и специализируется на проведении спортивных мероприятий. В частности, в 2009 г. Family Sport купила права на Открытый чемпионат Нидерландов и перевезла турнир в Сербию, после чего он стал называться Serbia Open. В 2013-м Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP) заменила в календаре Serbia Open новым турниром Power Horse Cup в Дюссельдорфе, но в 2021 г. белградские состязания вернулись в расписание. Директором турниром является еще один брат Новака – Джордже. 

    Также Джоковичу принадлежит веганский ресторан Eqvita в Монако и кафе Novak Cafe & Restaurant в Белграде. Учитывая еще и большой пул личных спонсоров – бренд часов Hublot, дом моды Lacoste, банк Raiffeisen Bank, производитель спортивного оборудования и экипировки Head, бренд спортивной одежды и обуви Asics – Джокович мог бы не задумываться о финансах до конца жизни. Но Новак не сидит на месте и уже много лет вкладывается в недвижимость. У него есть роскошный особняк в Монако, также Джоковичу принадлежат пентхаусы в Майами, Белграде, Нью-Йорке, есть и несколько домов в Испании. 

    До недавнего времени у 23-кратного триумфатора мэйджоров была еще вилла в черногорском городе Тиват. Но Новак сумел провернуть с ней выгодную сделку. Джокович влюбился в Черногорию в 2014-м, когда отпраздновал свадьбу со своей женой Еленой Ристич на острове Свети-Стефан. Но число туристов в стране растет с каждым годом, а дом Новака располагался на одной из самых оживленных улиц Тивата – спокойно суперзвезде спорта там было не отдохнуть. В итоге Новак и Елена выставили дом на продажу, и в июле сделка была закрыта за $15 млн.

    Новак Джокович и его жена Елена часто посещают собственный веганский ресторан Eqvita в Монте-Карло
    Новак Джокович и его жена Елена часто посещают собственный веганский ресторан Eqvita в Монте-Карло /Eqvita

    «Владеть недвижимостью в Тивате уже не так престижно, как восемь лет назад, – рассказал источник сайта Kurir. – Сейчас это просто городская густонаселенная местность, что не нравится Джоковичу. Ему нужен покой. Я давно не видел Новака здесь. Вместе с семьей он перебрался в курортный комплекс Портонови недалеко от поселка Кумбор. Там же у него пришвартована новая яхта, которую он купил после продажи старой «Дияны», названной в честь его матери». 

    И действительно – в конце июля газета Blic сообщила, что Джокович приобрел за $1 млн поместье в Люте, которая находится в 25 км от Кумбора, где Новак отдыхал вместе с родными. 

    Дом находится в отличном состоянии, но Джоковичи собираются провести точечный ремонт, чтобы обустроить все по своему вкусу и стилю. Вилла расположена на берегу Адриатического моря и очень похожа на ту, что была в Тивате. Таким образом, Джокович купил новый дом в 15 раз дешевле, чем продал старую недвижимость. Даже богатые спортсмены любят выгодные сделки.