«Мне пришлось заново лепить свое тело». Надаль боролся с травмами 20 лет, но теперь готов завершить карьеру

    Текст, в котором очень много боли
    В 2022 г. Рафаэль Надаль выиграл свой 14-й «Ролан Гаррос» и все еще хочет вернуться на парижские корты, правда, не раньше, чем через год
    В 2022 г. Рафаэль Надаль выиграл свой 14-й «Ролан Гаррос» и все еще хочет вернуться на парижские корты, правда, не раньше, чем через год /EPA

    Один из величайших теннисистов современности Рафаэль Надаль снялся с любимого «Ролан Гаррос», досрочно завершил сезон и объявил, что следующий год, скорее всего, станет последним в его карьере. Испанец никак не может восстановиться после Australian Open, по ходу которого заработал очередную травму. 

    «Вы не можете бесконечно требовать от своего тела все больше и больше, – объяснил Надаль на специальной пресс-конференции, которую собрал в собственной академии на Балеарских островах. – Наступает момент, когда оно выбрасывает белый флаг и говорит, что ему достаточно, даже если голова готова и хочет продолжать».  

    По словам Тони Надаля, дяди и по совместительству первого тренера Рафы, испанец большую часть своей жизни играет через боль. Первую серьезную травму он получил, когда ему было 16, в июне исполнится 37. «Заниматься спортом для обычных людей полезно, но занятие им на профессиональном уровне ничего хорошего для здоровья не сулит, – пишет Рафаэль в автобиографии. – Организм подвергается таким нагрузкам, которые для любого человека противоестественны. <...> Очень часто мне приходится играть, превозмогая боль, но это, наверное, относится ко все титулованным спортсменам. Вернее, ко всем, кроме Федерера. Мне пришлось много тренировать, переучивать, заново лепить свое тело, чтобы адаптировать его к постоянным мышечным нагрузкам, а он словно родился для того, чтобы играть в теннис. Его «физика» – если угодно, его ДНК – идеально приспособлена к теннису, что позволяет ему избегать травм, которые остальные теннисисты воспринимают как что-то неизбежное». 

    Болезненный таймлайн 

    Надаль и травмы – почти синонимы. Из современных топ-теннисистов только Рафа хотя бы раз в карьере снимался с каждого из четырех турниров «Большого шлема». Всего же из-за различных проблем со здоровьем он вычеркнул из своей профессиональной жизни почти четыре года.      

    • 2003 и 2004 годы – правый локоть и левая стопа 

    • 2005 год – левая стопа + голеностоп (стало понятно, что есть врожденная особенность строения)

    • 2006 и 2007 годы – левое плечо и предплечье

    • 2009 и 2010 годы – мышцы живота и левое плечо + сильнейшее обострение тендинита обоих колен  

    • 2011 и 2012 годы – левое бедро, правое бедро и левое колено (обострение случилось и в 2013 г.)

    • 2014 год – спина, правое запястье + операция по удалению аппендицита

    • 2016 и 2017 годы – левое запястье и правое колено 

    • 2018 год – мышцы живота, правое бедро, правое колено, правый голеностоп и правая стопа   

    • 2019 год –  правое запястье, правое бедро, левое бедро и мышцы живота 

    • 2021 и 2022 годы – левый голеностоп, стрессовая трещина в левой реберной дуге  

    • 2023 год – подвздошно-поясничная мышца (боль отдает в левое бедро) 

    Совсем без травм (и обострений) получилось прожить, по сути, только один сезон – в 2015 г. единственной проблемой Надаля было обезвоживание во время матча второго круга на Открытом чемпионате Австралии. Сказались сильная жара и неуступчивость Тима Смычека – на корте теннисисты провели 4 часа 12 минут. 

    Но, если судить по результатам, относительное здоровье только мешало. Тогда Рафа не прошел дальше четвертьфинала ни на одном из турниров «Большого шлема» и завершил сезон на пятой строчке рейтинга ATP – худшая позиция за 11 лет. 

    Хроническая история 

    Одно из самых слабых мест Надаля – левая стопа (и голеностоп). Дискомфорт Рафа ощущает постоянно, а в момент обострения не раз задумывался о завершении карьеры. Впервые такие мысли возникли в 2005 г. Тогда испанские медики диагностировали у него болезнь Келлера. По сути, это врожденный дефект – расстройство роста в зоне ладьевидной кости. Костная ткань постепенно разрушается, затем восстанавливается – и так по кругу. 

    Болезнь нельзя вылечить до конца, но можно облегчить симптомы. Важное условие – снижение физической нагрузки на стопу. Обычно первые признаки заболевания проявляются в возрасте от 3 до 7 лет. Позже Надаль вспоминал, что жаловался дяде на боль в стопе, но тот не придавал этому особого значения и не сбавлял обороты.

    Постоянные нагрузки привели к деформации кости. Она стала существенно больше, чем должна быть в норме, и сильнее подвержена микропереломам. Они перманентно преследуют Рафу с 2004 г. Страдает и прикрепляемая к кости подошвенная пяточно-ладьевидная связка, отсюда – многократные надрывы.    

    Когда первый шок после постановки диагноза прошел, и Надаль решил, что точно продолжит карьеру, для него разработали консервативное лечение (анальгетики + инъекции гиалуроновой кислоты). А еще – специальные ортопедические стельки. Многолетний спонсор Рафы – компания Nike изготовляет для него более широкие кроссовки с высоким подъемом. 

    Боль в стопе получилось взять под контроль. Но из-за частого ношения ортопедической обуви изменилось распределение веса: нагрузка на голеностоп стала меньше, а вот на голень и колено – больше. И в жизни Надаля появилось еще одно хроническое заболевание – тендинит коленных суставов. Это воспаление и дегенерация сухожилий, расположенных в области колена. Отсюда – повязки, которые часто можно заметить на ногах Рафы во время матчей или тренировок. 

    Еще один постоянный диагноз – болезнь Гоффа. Это перерождение жировой ткани, которая окружает коленный сустав, обеспечивая амортизацию. На месте поврежденных клеток разрастается фиброзная ткань. Она не может выполнять функции жировой ткани. Возникают постоянные боли в колене и припухлость. Часто симптомы болезни Гоффа путают с повреждением мениска. Чтобы оставаться в деле, несмотря на этот диагноз, Надаль использовал даже лечение стволовыми клетками и тренировки на антигравитационной беговой дорожке, разработанной для NASA.

    Адаптивный стиль 

    Травмы Надаля – это не только генетическая предрасположенность или следствие высоких нагрузок в детстве. Это еще и расплата за фирменный агрессивный стиль, который требует больших энергетических затрат. Важнейший элемент – форхенд 

    Испанец посылает соперникам суперкрученый мяч, придавая ему вращение на немыслимой скорости. Такой мяч летит под очень острым углом, и противник оказывается в очень неудобном положении. Когда Надаль в хорошей форме, он может забегать под свой форхенд и исполнять его же вместо бэкхенда. Это еще больше усложняет жизнь принимающему теннисисту. 

    Игровой стиль Надаля – изматывающий, причем не только для соперника, но и для самого Рафы. В молодости испанец не слишком задумывался о том, чтобы беречь силы. В автобиографии он не раз повторяет: если можно пробить и с вероятностью 70% выиграть розыгрыш или подождать еще пять ударов, но повысить эту вероятность до 85%, он выберет второй вариант. 

    С возрастом тактику пришлось изменить. На своих последних турнирах Надаль делал все, чтобы проводить на корте как можно меньше времени. Помогает обновленная подача. Он сделал ее сильнее, но менее крученой и за счет этого повысил скорость, с которой она летит на соперника. При таком раскладе можно сразу пробивать любимый форхенд или выходить к сетке. 

    Хочется верить, что во время нынешней паузы Рафа изобретет еще что-то – чтобы прожить последний сезон в карьере в свое удовольствие.