27 спонсоров, стартап-платформа и ледовые шоу: как зарабатывает Australian Open

    Призовой фонд турнира 2023 г. составит $52,8 млн, но игрокам придется заплатить 45% налога
    Призовой фонд Australian Open уступает только американскому «Большому шлему»
    Призовой фонд Australian Open уступает только американскому «Большому шлему» /Sydney Low / TASS

    Полвека назад на Australian Open не хотели ехать даже топовые игроки – не только из-за долгого и утомительного путешествия, но и копеечных гонораров. Теперь австралийский мэйджор – второй по уровню призовых среди «Шлемов». У турнира множество спонсоров и современный подход к развитию продукта.  

    Налоги съедят 45% призовых 

    Накрывший в 2020 г. планету ковид приостановил стремительное развитие одного из самых прогрессивных «Шлемов». До этого каждый сезон Australian Open (АО) обновлял рекорд посещаемости, который в 2019 г. составил 780 000 болельщиков, что на 35 000 больше, чем годом ранее. На проведение турнира в 2021 г., когда пик пандемии прошел, организаторам пришлось потратить весь денежный резерв в $62 млн и взять кредит в $45 млн. Большая часть денег ушла на оплату чартеров игроков и обязательного двухнедельного карантина в Мельбурне.   

    Но это были объективные и, похоже, временные трудности. Согласно отчету Nielsen Sports, опубликованному в августе 2022 г., за последние 10 лет Открытый чемпионат Австралии принес экономике штата Виктория выручку в А$2,71 млрд, из которых А$267,3 млн только в 2022 г. За последние два года АО создал более 1650 рабочих мест с полной занятостью, а также способствовал увеличению расходов гостей Мельбурна на 24%. Управляющая мэйджором Tennis Australia (имеет коммерческие представительства в Гонконге, Шанхае, Брюсселе, Токио, Нью-Йорке и Лондоне) ожидает, что турнир 2023 г. установит новый рекорд – 900 000 зрителей.  

    Помимо высокой посещаемости, традиционно растет и призовой фонд Australian Open – в 2023 г. он составит А$76,5 млн ($52,8 млн), что на 3,4% больше, чем в 2022 г. В австралийских долларах это рекорд, но из-за ослабления курса национальной валюты (сейчас А$1 стоит $0,69, а в январе 2022 г. – $0,75) сумма в американских долларах на 1,2 млн меньше, чем в прошлом розыгрыше. В 2023 г. победители мужского и женского одиночного разряда в Мельбурне получат по $2,05 млн. 

    Больше Australian Open игрокам платит только US Open (призовой фонд турнира-2022 – $56 млн), третье место занимает «Уимблдон» ($50 млн), четвертое – «Ролан Гаррос» ($48 млн). За последние 20 лет призовой фонд АО вырос более чем на 321%, но с 2023 г. правительство Австралии значительно увеличило налог с доходов выше A$180 000 – то есть это коснется большинства участников АО – с 32,5% до 45%. Для сравнения: на «Ролан Гаррос» и US Open вычитают 30% призовых, на Уимблдоне удерживают 40% от выигрыша, так что на реальных заработках игроков в Австралии повышение призового фонда практически не скажется.  

    Концерты на главном корте 

    Tennis Australia стремится увеличить время пребывания игроков в стране и дать им возможность заработать, проводя «разогревочные» турниры перед AO. К старту сезона-2023 организаторы придумали новое командное соревнование – United Cup с призовым фондом в $15 млн. Турнир стартовал 29 декабря 2022 г. и прошел в Брисбене, Перте и Сиднее. Игроки получили отдельно вознаграждение за участие, выигранные матчи и бонус за победу сборной в каждой из командных встреч.  

    «Мы хотим, чтобы Австралия стала стартовой площадкой для глобального сезона и чтобы зрители увидели как можно больше топовых игроков. Они вдохновляют всех нас заниматься этим великим видом спорта», – пытается разжечь атмосферу праздника директор АО Крейг Тайли.  

    Устроители Australian Open заботятся не только об игровой практике для теннисистов, но и о комфортности их пребывания в стране. К 2023 г. для игроков построили два новых кафе, три спортзала, функционируют шесть тематических ресторанов, бьюти-бар, где предусмотрена услуга по уходу за ногами Foot Fault, а также детский сад!   

    К такому уровню сервиса австралийский «Шлем» начал стремиться с конца 1980-х, когда переехал из скромного теннисного клуба Kooyong в «Мельбурн-парк», который постепенно превратился в гигантский центр спорта и развлечений. Кроме теннисных турниров здесь проводятся соревнования по баскетболу, нетболу, хоккею и другим видам спорта. Во время проведения АО на территории парка выступают музыкальные группы. Излюбленное место посетителей парка – Гарден Сквер. Днем здесь можно загорать, а вечером те, кто не попал на стадион, смотрят теннис на двух больших экранах.  

    Центр притяжения для всех болельщиков AO — арена имени Рода Лэйвера
    Центр притяжения для всех болельщиков AO — арена имени Рода Лэйвера /SCOTT BARBOUR / TASS

    Кроме десятков кортов разной вместимости (максимум – 14820 зрителей на «Род Лейвер Арене») в «Мельбурн-парке» расположены плавательные бассейны и спортивный манеж; в 2013 г. открылся многоцелевой комплекс «Восточная плаза» с залом для фитнеса, а также сезонный торговый центр и многоэтажный автомобильный паркинг. Кроме того, на территории комплекса круглый год работают семь ресторанов, где проводят свадьбы, дни рождения и другие торжества.  

    Главное место притяжения в парке – многофункциональная арена имени Рода Лэйвера (единственный в истории обладатель «Большого шлема», т. е. побед на четырех турнирах в течение одного сезона, в Открытой эре – «Ведомости. Спорт»), которая практически никогда не пустует, даже когда на ней не играют в теннис. Здесь дают концерты лучшие музыкальные коллективы мира, ставятся спектакли и ледовые шоу. Большое внимание организаторы АО уделяют благотворительности – с помощью своего фонда турнир помогает детям из малообеспеченных семей. Детвора получает возможность играть на знаменитых кортах под руководством профессиональных тренеров.  

    Главный доход – телеконтракты 

    Постоянному росту доходов Australian Open способствует эффективная работа с крупными мировыми брендами. В начале 2023 г. Tennis Australia продлила соглашение с одним из своих многолетних партнеров – Kia. Южнокорейский автопроизводитель сотрудничает с АО на протяжении уже 22 лет, и пролонгировал контракт до 2028 г. на сумму в $100 млн.  

    Кроме финансовых обязательств, Kia предоставила турниру 130 автомобилей для перевозки игроков и официальных лиц. Для бренда, который мощно развивает направление электрокаров, австралийский рынок особенно интересен в контексте планов правительства страны достичь углеродной нейтральности к 2045 г.  

    Сделка АО и Кia стала рекордной в сфере спортивного спонсорства Австралии. Предложение корейцев оказалось гораздо щедрее 5-летнего соглашение Австралийской лиги футбола (AFL) с Toyota – японский бренд платит лишь $74 млн. При этом общая сумма спонсорских вливаний в спортивную индустрии Австралии увеличивается с каждым годом. Согласно данным Sport Business, в 2022 г. пять крупнейших спортивных организаций страны (Австралийская футбольная лига, Национальная лига регби, Национальная лига крикета, Rugby Australia и Tennis Australia) получили от спонсоров $246 млн. С учетом всех видов спорта сумма выглядит еще мощнее – $450 млн.  

    Солидный доход Tennis Australia приносит действующее соглашение (2019 – 2024 гг.) с филиппинским медиахолдингом Nine на $54,9 млн в год. В ноябре 2022 г. азиатская компания продлила контракт до 2029 г., повысив ежегодные выплаты до $64,6 млн. Спешка с оформлением обусловлена большим интересом к продукту со стороны главного конкурента Nike – австралийской Seven West Media. Financial Review утверждает, что на увеличение стоимости теннисного контракта могла повлиять рекордная сделка на $4,5 млрд между Австралийской футбольной лигой (AFL) и Seven West Media.  

    В 2022 г. Tennis Australia подверглась критике за рекламу китайского производителя крепких алкогольных напитков Luzhou Laojiao, заключившего в 2018 г. пятилетнее соглашение на $100 млн. Поначалу все шло замечательно: один из кортов в Мельбурн-парке получил название – «1573 Arena» – в честь года основания компании. Но затем случилась история Шуай Пэн (она обвинила в домогательствах бывшего вице-премьера Китая, а затем исчезла на несколько недель), а организаторы АО запретили игрокам и болельщикам политические лозунги: на трибуны не пустили фанатов в футболках с надписью «Где Шуай Пэн?», что вызвало волну критики в СМИ, но Luzhou Laojiao по-прежнему спонсор турнира.  

    В 2027 г. исполнится 20 лет с начала сотрудничества Tennis Australia и Rolex – статус официального хронометриста турнира стоит швейцарской часовой компании $10 млн в год. Еще один крупный игрок, ANZ Banking Group, в течение 13 лет ежегодно платил АО $7 млн, но летом 2022 г. отказался от продления соглашения. Но перед началом Australian Open – 2023 банкиры неожиданно вернулись и заключили новый трехлетний контракт, но на меньшую сумму (она не разглашается). В ANZ сократили финансирование теннисной программы для школьников и сделали ставку на сделку, ориентированную на корпоративное гостеприимство и развлечение клиентов.  

    В спонсорском портфолио Tennis Australia 27 брендов. В списке долгосрочных партнеров с мировым именем – Emirates и MasterCard. Кроме того, турнир пользуется поддержкой нескольких компаний из алкогольного сектора. Это бренд виски Canadian Club, джин Gordon's, водка Grainshaker, винные бренды Penfolds и Squealing Pig, шампанское Piper-Heidsieck, пиво Peroni и сидр Somersby.  

    Ставка на мультимедийные платформы  

    В последние годы руководство АО делает ставку на мультимедийные платформы и высокотехнологичность. Развиваться в этом направлении турниру помогает сделка с мировым лидером в области цифровых услуг и консалтинга нового поколения Infosys. Для австралийского мейджора индийская компания (также сотрудничает с «Ролан Гаррос») разработала приложение AO Player, которое помогает игрокам проходить аккредитацию, бронировать отели, заказывать еду, такси и следить за расписанием. Теннисисты и их тренеры получают доступ к искусственному интеллекту Infosys – он анализирует тонны игровой информации, указывает на ошибки и дает советы по использованию слабых сторон соперника.  

    В январе 2023 г. Tennis Australia заключила партнерское соглашение с игровой онлайн-платформой и системой создания игр Roblox. Пользователи будут соревноваться в виртуальных играх на тему тенниса и бороться за призы. «Учитывая, что более 80% пользователей платформы представляют аудиторию в возрасте 25 лет и младше, то мы надеемся вдохновить их на посещение Australian Open», – озвучил основную цель сотрудничества старший менеджер Tennis Australia Ридли Пламмер.  

    Еще одна интересная инициатива Tennis Australia – запуск осенью 2022 г. программы AO StartUps. Проект является частью многолетнего партнерства фонда венчурного капитала Tennis Australia, Wildcard Ventures и фирмой Techstars, специализирующейся на глобальном инвестиционном бизнесе. AO StartUps позволит новым технологическим компаниям получить платформу для продвижения бизнес-моделей. АО, в свою очередь, таким способом может найти не менее крутой продукт, чем Infosys, но гораздо дешевле.  

    Особенный интерес для Tennis Australia представляют компании, занимающиеся повышением производительности спортсменов, профилактикой травм, киберспортом и климатическими изменениями. «AO Startups – это необходимое и естественное продолжение нашего желания делать что-то по-другому и быстро… с помощью других», – резюмирует глава отдела инноваций Tennis Australia Мачар Рейд.