«Разве можно было отпускать Федерера?» Роджер смело прощался с IMG, а теперь решил, что готов попрощаться с теннисом
Умеет принимать сложные решения вовремяЭкс-первая ракетка мира, 20-кратный чемпион «Больших шлемов» Роджер Федерер объявил о завершении карьеры. 41-летний швейцарец не выходил на корт с июля 2021 г. А сегодня объявил в своих социальных сетях, что сыграет на Кубке Лэйвера, который стартует на следующей неделе в Лондоне. Но этот турнир станет последним в его карьере. Роджер умеет уходить вовремя.
Показательный пример — прощание с IMG, после которого Федерер и его агент Тони Годсик открыли собственную компанию – Team8. Супервыгодная сделка Роджера с Uniqlo – часть этой новой истории. В книге «Роджер Федерер. Долгий путь и прекрасная игра мастера», которая недавно вышла в издательстве АСТ, можно найти много интересных подробностей. Ее автор – американский теннисный журналист Кристофер Клэри давно следит за карьерными достижениями швейцарца. А для того, чтобы написать биографию, пообщался не только с самим Федерером, но и с его окружением, бывшими и нынешними партнерами по бизнесу, соперниками и экспертами.
«Ведомости. Спорт» публикуют важный отрывок о том, как Федерер и его партнер строили бизнес.
* * *
В конце 2013 г. я рассказал Times о том, что Федерер и Годсик покидают IMG, чтобы основать собственную фирму по управлению под названием Team8. Это имя во многом было намеком на талисманное число Федерера (он родился восьмого августа, восьмого месяца в 1981 году). По словам руководителей, они смогли уйти «чистыми», без уплаты штрафов или сборов IMG, на что Форстманн согласился перед своей смертью.
Это было частью тренда. Тайгер Вудс и Стейнберг покинули IMG в 2011 г. Надаль недавно также ушел вместе со своим давним агентом Карлосом Коста. Семьи Федерера и Годсика стали связаны еще прочнее. Фернандес стала крестной матерью детей Федерера, а сын Годсика и Фернандес Николас, многообещающий теннисист, получал советы от Федерера и лучшие места на многих его матчах. Team8, которую поддержали американские инвесторы Иэн Маккиннон и миллиардер Дирк Зифф, стремились представлять и других спортсменов помимо Федерера. Молодые звезды тенниса Хуан Мартин дель Потро и Григор Димитров так же присоединились к Team8.
— У Роджера будет наследие и бизнес, который будет жить и после его игровых дней, как у такого парня, Арнольда Палмера, в гольфе, — сказал Джон Тобиас, президент конкурирующего агентства Lagardère Unlimited Tennis. — Я думал, что этого будет достаточно, и я предположил, что эти цифры после карьерного роста будут настолько прочными, что Тони будет в полном финансовом достатке. Не знаю, почему он хочет взять на себядополнительную ответственность. Полагаю, это потому, что Тони очень конкурентоспособный парень.
Годсик сказал мне, что хочет ввести некоторые новшества, а не просто управлять существующим бизнесом Федерера. Это был смелый, но отнюдь не внезапный шаг в свете смерти Форстманна, надвигающейся продажи IMG и опыта Федерера в самостоятельной работе в начале своей карьеры. Он более активно участвовал в найме игроков, чем ожидалось, используя свою звездную репутацию и коммуникативные навыки. Он пообщался с молодым австралийцем Ником Кириосом и его семьей, молодой немецкой звездой Александром Зверевым и американским подростком-феноменом Коко Гауфф. Зверев и Гауфф формально присоединились к Team8, а Кириос — нет. Один из конкурирующих агентов назвал некоторые приемы найма нового агентства «шокирующими» и выразил удивление, что «Роджер хотел бы участвовать во всем этом».
Это была не самая плавная дорога. Несмотря на призыв Федерера, набор сотрудников был сложной задачей, и среди клинтов и сотрудников наблюдался значительный отток. В конце концов ушли Димитров, Зверев и дель Потро. Team8 также рассталась с Томми Полом, молодым и талантливым американским игроком. Андре Сильва, бывший руководитель ATP, нанятый Team8, ушел в 2016 г., чтобы стать директором турнира. Крис Маккормак, внук основателя IMG Марка Маккормака, ушел и присоединился к конкурирующему агентству.
Но доходы Федерера продолжали расти, и в 2018 г., когда он и Nike, к удивлению, не смогли договориться о продлении контракта, он подписал долгосрочное десятилетнее соглашение с Uniqlo, японским розничным продавцом товаров массового потребления. Сообщается, что Роджер будет получать $30 млн в год, хотя некоторые другие агенты в отрасли считают, что гарантированная сумма ниже. В любом случае это намного больше, чем Nike была готова pаплатить стареющей суперзвезде, каким бы безупречным ни был его имидж.
— Я рад, что это случилось после того, как я ушел, потому что я бы никогда не простил сам себя, — сказал Накадзима о расколе между Nike и Федерером. — К сожалению, все сводится к цифрам. Но как можно отпустить Роджера Федерера? Это было печально. Для меня он как Майкл Джордан. Он уже думает о том, что будет происходить дальше, и потенциально мог бы добиться большего успеха в карьере, если все сделает правильно. Кто бы не захотел прикрепить к этому свое имя, какая компания?
Джон Слашер, исполнительный вице-президент Nike по глобальному спортивному маркетингу, был ведущим переговорщиком Nike. Его отца Ховарда Слашера, ведущего спортивного агента, прозвали Агент Апельсин за рыжие волосы и тактику ведения переговоров с выжженной землей. В конце своей карьеры он работал непосредственно на соучредителя Nike Фила Найта.
Джон Слашер, как и Годсик, выпустился из Дартмута, а также играл там в футбольной команде, получив высшее образование за три года до Годсика, в 1990 г. Но старые связи не помогли заключить сделку, как и личная встреча Слашера с Федерером, и все жесты доброй воли, которые были сделаны на протяжении многих лет. Массимо Калвелли, который покинул Nike, чтобы стать главным исполнительным директором ATP, также принимал участие в переговорах.
— Десять лет назад, пятнадцать лет назад у нас были трудные переговоры, так что я привык, — сказал Федерер New York Times. — Но все хорошо. Мы пытались разобраться с этим в течение года, может быть, даже больше года, и, с моей точки зрения, я вел себя разумно.
Теннис — не главный источник дохода для Nike. Это небольшое подразделение в рамках глобальной компании. Годовой доход Nike приближается к $50 млрд.
— Теннисный бизнес составляет около $350 млн, поэтому посчитайте, — говорит Накадзима.
По словам Накадзимы, существует эмпирическое правило — не тратить более 10 процентов доходов на спонсорство спортсменов. Nike уже была привязана к таким звездам, как Серена Уильямс, Надаль и Шарапова, которые еще не ушли из спорта в 2018 г.
У компании также были восходящие звезды, такие как Кириос, Денис Шаповалов и Аманда Анисимова. Накадзима объяснил: для того, чтобы приблизиться к выполнению требований Федерера, компании пришлось бы пересечь этот десятипроцентный рубеж.
В 2008 г., когда Федерер подписал продление контракта на десять лет с Nike, Фил Найт принимал непосредственное участие в переговорах. На этот раз Федерер надеялся, что Найт снова вмешается, но к 2018 г. Найт занял должность почетного председателя и отошел от повседневного управления в возрасте восьмидесяти лет. Слашер и бывший генеральный директор Марк Паркер взяли инициативу на себя и, возможно, не думали, что Федерер действительно отдаст предпочтение более скромному бренду.
— Роджер ни в коем случае не хотел уходить из Nike, — считает Накадзима. — Я слышал, как плакал Массимо, когда Тони сказал ему, что сделка с Uniqlo заключена. Я бы никогда этого не допустил.
Некоторые представители теннисной индустрии были удивлены тем, что Федерер не принял меньшие деньги от Nike в обмен на гарантии того, что Nike будет строить бренд RF в долгосрочной перспективе, как это было сделано с брендом Майкла Джордана.
— Для меня это всегда было мечтой, — однажды признался Федерер. — У Агасси была линия одежды, верно? У Джордана была линия. Я думаю, что это так круто, и для меня не так важно сказать другому спортсмену: «Послушайте, у меня есть своя собственная линия одежды». Нет. Не это важно. Для меня важно, чтобы фанат мог купить что-то, что связано со мной, например, как в футболе, когда вы покупаете футболку с чьим-то именем. Вот что мне нравится в логотипе RF. Я действительно горжусь тем, что Nike была готова пойти в этом направлении, потому что я знаю, что им всегда трудно. Ведь если они сделают это для меня, еще пятьдесят спортсменов постучатся к ним в дверь и спросят: «А как насчет меня?»
Но по прошествии более чем двадцати лет Федерер выбрал новое направление, даже если ему потребуется больше двух лет, чтобы вернуть себе контроль над логотипом RF от Nike.
— То, что вы считаете своей ценностью, может не совпадать с тем, что видят они, — сказал он о Nike. — Я счастлив, что мою правоту подтвердили в этой долгосрочной сделке с Uniqlo.
Поскольку соглашение Uniqlo не распространялось на обувь, он также инвестировал в On, швейцарскую компанию по производству кроссовок, и помог им разработать теннисную обувь, которую он впервые надевал в 2021 г.
Сделка с Uniqlo вывела Федерера на новый уровень в финансовом плане. В середине 2020 г. Forbes назвал его самым высокооплачиваемым спортсменом в мире, оценив его годовой доход в $106,3 млн, из которых только $6,3 млн были официальными призовыми.
Впервые список возглавил теннисист. Он обошел звезд футбола Криштиану Роналду, Лео Месси и Неймара, а также звезд НБА Леброна Джеймса, Стивена Карри и Кевина Дюранта. Это достижение Федерера в возрасте тридцати девяти лет было частично связано с пандемией, которая привела к остановке профессионального спорта и сокращению доходов на значительную часть 2020 г.
Помимо прибыльных индивидуальных занятий Федерера и прогрессирующего портфолио Гауффа в центре внимания Team8 остается Кубок Лэйвера — событие, которое может стать для Федерера наследием и возможностью быть капитаном команды или организатором.
А теперь точно войдет в историю как последний турнир в великой карьере.