Пространство для маневра: почему открытие Игр-2024 вызвало столько негатива

    «Ведомости. Спорт» разбирается – кто и как контролирует церемонии на Олимпиаде
    Xinhua ABACA / ТАСС

    Почти 1000 лайков собрал пост в соцсетях о том, что церемония открытия Олимпиады-2024 «продолжалась не четыре часа, а двое суток из-за утомительных разговоров». Впервые в истории событие прошло не на стадионе, а в городе. 205 национальных делегаций на 85 лодках преодолели 6 км по Сене – от Аустерлицкого вокзала до Йенского моста. На набережных и мостах парад команд встречали зрители. Кроме того, в разных точках по обе стороны реки состоялись выступления танцоров и певцов, включая шестикратную обладательницу премии «Грэмми» Леди Гагу. По данным Financial Times, церемония стоила порядка 120 млн евро, что примерно в четыре раза больше, чем открытие Игр-2012. Но по градусу обсуждения мероприятие во Франции оставило конкурентов далеко позади.  

    Эффект неожиданности

    Креативный директор церемонии Тьерри Ребуль в интервью Financial Times отмечал, что идея провести мероприятие в городе пришла ему во время прогулки по Сене. Глава Оргкомитета Игр-2024 Тони Эстанге, услышав предложение Ребуля, сначала впал в ступор, который «быстро перешел в энтузиазм». «Это будет амбициозно, дерзко и совершенно безумно», – заявил Эстанге. Для воплощения замысла в жизнь наняли 42-летнего театрального режиссера Томаса Джолли, известного во Франции по постановке рок-оперы Starmania. Он решил, что в шоу из 12 частей задействуют 15 000 артистов, техников и специалистов по фейерверкам.

    Когда детали плана Джолли были обнародованы, у него быстро появились критики. Самым заметным из них был олимпийский чемпион Игр-1976 Ги Дрю. В беседе с The Guardian он отмечал, что «безопасность такого масштабного проекта вызывает большие сомнения и крайне странно, что никто даже не задумывается об альтернативном варианте».

    В апреле 2024 г. – за три месяца до старта Олимпиады – план Б в интервью французскому телеканалу BFMTV и радиостанции RMC озвучил президент страны Эмманюэль Макрон. По его словам, запасные сценарии включали проведение церемонии открытия либо на площади Трокадеро, либо на стадионе «Стад де Франс» на севере Парижа. Макрон уточнил, что из-за потенциальных угроз безопасности и сложной логистики власти в начале 2024 г. снизили число зрителей на набережных с 600 000 до чуть более 300 000 человек (в итоге, по разным оценкам, допустили 320 000–330 000).

    «Интересно, что в прессу не просачивалось никаких деталей церемонии, – рассказывает «Ведомости. Спорту» спортивный обозреватель Radio RMC Рико Кастедо. – Говорили только о безопасности, о 10 000 снайперов, которых Макрон якобы привез со всей Европы. За месяц до Игр мы проводили опрос, 80% респондентов из разных регионов страны были уверены, что открытие будет представлять собой вялое зрелище, которое быстро забудется. Но все прошло совсем иначе».

    Церемонию раскритиковали за эпизод, который посчитали пародией на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи: вместо Иисуса Христа и его 12 учеников оказались бородатая дама и переодетые в женщин мужчины. Французский политик Марион Марешаль и депутат нацсобрания страны Марин Ле Пен призвали не ассоциировать шоу с Францией. Конференция епископов страны (CEF) посчитала, что во время мероприятия были показаны сцены «насмешек и издевательства над христианами». Также организаторам досталось за активное участие в шоу представителей секс-меньшинств.

    Ребуль в заявлении для прессы отметил, что организаторы не сожалеют о показанном. «Приносим извинения, если кого-то обидели, – сказал он. – Но мы не оправдываемся... 87% французов церемония открытия понравилась, и я не уверен, что католиков всего 13%. Мы хотели показать, что Франция – это свобода, равенство и братство. А свобода включает в себя свободу творчества. Не было никакого желания шокировать».

    Кастедо добавляет, что мероприятие уже обросло слухами. «Доводилось читать невероятное: будто от президента Международного олимпийского комитета (МОК) Баха многое скрывали – и он остался в «восторге» от увиденного и долго говорил с Макроном на трибуне строгим тоном», – добавляет журналист.

    Точечные коррективы

    «Вряд ли так и было, – сомневается в беседе с «Ведомости. Спортом» серебряный призер Олимпийских игр, хореограф и продюсер Илья Авербух. – Я был режиссером церемонии открытия и закрытия Универсиады-2019 в Красноярске, и мы с командой постоянно были на связи с Международной федерацией университетского спорта (FISU). Безусловно, все подряд они не проверяли, но до деталей знали общую концепцию торжественной части. Более того, представители FISU присутствовали на генеральной репетиции, где сложно что-то утаить. Поэтому я не склонен верить заявлениям, что для Баха парижская церемония была полна неожиданностей».

    Авербух отмечает, что при желании МОК легко мог внести необходимые корректировки. В качестве примера он приводит Игры-2014 в Сочи: тогда в связи с пожеланиями МОК была сокращена часть о Великой Отечественной войне. «Так все и было, но конфликта интересов не произошло, все решалось в рабочем порядке, – заявил «Ведомости. Спорту» источник, близкий к творческой команде церемоний открытия и закрытия сочинской Олимпиады. – В целом МОК дает пространство для маневра, но просит не перегибать по «взрывоопасным» темам: например, насилие, война, смерть. Участие МОК в проработке сценария я бы оценил в 10–15%, остальное – фантазия организаторов. Комитет, скажем так, ставит валуны, которые лучше объехать во избежание неприятностей».  

    В пользу версии о том, что МОК остался разочарован открытием парижской Олимпиады, может служить факт удаления видео с основными моментами церемонии с официальных ресурсов Игр-2024. Директор МОК по коммуникациям Марк Адамс объяснил на пресс-брифинге, что произошедшее связано «с принадлежностью прав на видеоряд в разных странах». И добавил, что «церемония собрала невероятные рейтинги, несмотря на негатив и резонанс».

    Издание Variety сообщило, что в США трансляция открытия на NBCUniversal привлекла к экранам 28,6 млн зрителей. Это на 10 млн больше, чем открытие Игр-2020 в Токио, и на 2 млн – чем в Рио-2016. The Brussels Times отчиталось о 23,2 млн телезрителей во Франции, что сделало церемонию открытия Олимпиады-2024 одним из самых просматриваемых шоу в стране.

    Городской праздник

    Главным недостатком открытия Игр-2024 Авербух считает его несоответствие сути мероприятия. «Церемония была похожа не на спортивный праздник, а на день города Парижа, – продолжает Авербух. – Вот если бы, условно говоря, отмечали 300-летие Парижа – предложенный формат был бы уместен. И главный посыл ощущался примерно так: сначала тусовка, а потом соревнования. Это неправильно. Плюс некоторые сцены вышли откровенно затянутыми: «скачущего» по воде всадника показывали шесть минут экранного времени, что очень много».

    По мнению Авербуха, идеальной с точки зрения баланса шоу и спортивной составляющей можно считать церемонию открытия зимней Олимпиады в Альбервиле 1992 г. «И она удалась еще и потому, что прошла на стадионе, – уточняет он. – Это классика, это искусство – раскрыть какую-то глобальную идею в ограниченном пространстве. А еще это удобно для зрителей на местах: в Париже они ничего толком не увидели».

    The Athletic писал, что билеты на церемонию открытия стоили от 90 до 2700 евро, причем самые дешевые были распроданы менее чем за час после поступления в продажу. «Я взял билет за 500 евро, у меня остались смешанные впечатления от церемонии, – отмечает в разговоре с «Ведомости. Спортом» житель Марселя Франк Гурион. – С одной стороны, водный парад на Сене – это то, что запомнится навсегда. С другой – ставка была явно сделана на шоу-номера, но в деталях их никто не увидел, в том числе из-за сильного дождя. Хотелось бы, чтобы закрытие прошло в более спокойном режиме».

    Другие материалы в сюжете