Обновил рекорд России в США: история единственного российского пловца Игр-2024

    25-летний Евгений Сомов выступит в Париже на двух дистанциях
    Плавательные финалы Игр-2024 пройдут на «Пари-Ла-Дефанс Арена» (на фото) – Евгений Сомов попробует туда попасть и осуществить свою олимпийскую мечту
    Плавательные финалы Игр-2024 пройдут на «Пари-Ла-Дефанс Арена» (на фото) – Евгений Сомов попробует туда попасть и осуществить свою олимпийскую мечту /Zuma / ТАСС

    Евгений Сомов выполнил олимпийский норматив на дистанции 100 м брассом на университетских соревнованиях в Атланте весной 2024 г. Он финишировал с третьим временем мирового сезона (58,72 секунды) и обновил рекорд России, установленный в 2020 г. двукратным чемпионом мира Антоном Чупковым (58,83). После этого Сомов получил необходимый для россиян нейтральный статус, чтобы выступить на Олимпийских играх. В Париже Сомов заявлен не только на стометровке брассом, но и на 50 м вольным стилем. Старт на Играх россиянин возьмет уже 27 июля (в 12:30-13:00 мск).

    Борзаковский от плавания

    Сомов родился в Санкт-Петербурге. В секцию плавания его отвели родители – ради физического развития. Но прогресс оказался стремительным, Сомов даже вошел в программу подготовки олимпийского резерва «Я стану чемпионом». В юниорах Евгений успешно тренировался под руководством Михаила Чернышева и попал в сборную России. В 2015 г. он стал победителем и бронзовым призером летнего Европейского юношеского олимпийского фестиваля, а в 2017 г. выиграл чемпионат мира в смешанной комбинированной эстафете 4 × 100 м и чемпионат Европы на 200 м брассом.

    В 2019 г. после успешных выступлений на юниорском уровне Сомов переехал в США: отец Евгения считал, что в этой стране плавание можно сочетать с изучением языков. Несколько раз Сомов-младший занимался в летних американских школах, ему понравилось. Семья нашла вариант с Луисвиллским университетом, где работал русский тренер по плаванию. Пока Евгений поступал, его отец скоропостижно скончался. Но на желание Сомова учиться и тренироваться за океаном это не повлияло. Евгений начал показывать хорошие результаты на турнирах Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA): рекордные пять лет подряд он первенствовал на стометровке брассом в лиге Атлантического побережья.

    Обретя уверенность, Сомов вернулся в Россию ради участия в отборочном старте за право попасть в состав национальной команды на Олимпиаду в Токио. Но на соревнованиях в Казани Евгений на профильной дистанции проиграл конкуренцию Кириллу Пригоде и Антону Чупкову. По возвращении в Штаты психологическое состояние Сомова оставляло желать лучшего: в выпускной университетский год он тренировался без энтузиазма.

    «Но было видно, что по потенциалу это пловец уровня американских звезд, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Крис Тэтчер, который соревновался с Сомовым в Луисвилле. – Обычно в плавание приходят сильные от природы люди: 80% для успеха в них уже заложено, а оставшиеся 20% спортсмен зарабатывает сам. В случае с Сомовым получилось наоборот: 20% в нем было, а 80% он добрал благодаря невероятному трудолюбию. Конкурировать с ним было тяжело: Евгений любил «съесть» соперников на финише, хотя сначала давал фору».

    Тэтчер сравнивает Сомова с российским бегуном на средние дистанции, олимпийским чемпионом 2004 г. Юрием Борзаковским. «Я хорошо помню его по международным турнирам, – говорит Тэтчер. – Борзаковский выделялся тем, что бежал чуть позади остальных, а в определенный момент резко ускорялся. Сомов действовал примерно так же. В какой-то момент он просто проплывал мимо – и уже ничего нельзя было с этим поделать».

    Пловец из США отмечает, что с Сомовым было легко общаться, он с удовольствием подхватывал любые инициативы. «А еще Женя был крайне внимательным человеком, который несколько раз проверит информацию, прежде чем ею воспользоваться», – резюмирует Тэтчер.

    Судьбоносная встреча

    Сомову не нравился тренировочный процесс в Университете – он хотел проводить в бассейне меньше времени, но с большей отдачей, а вместо этого должен был заниматься в воде определенное количество часов. «Плавал по 12 км в день. А потом еще зал, плюс учеба – это было невыносимо, – говорил Сомов в интервью Sports.ru. – Я ненавидел то, что делал. А когда ты ненавидишь свое дело, плавать быстро не будешь».

    Разочарование в тренировках и неудача в отборе на Игры-2020 привели к уходу Евгения из плавания. После получения диплома Сомов в мае 2022 г. перебрался в калифорнийский город Фримонт, поближе к океану, и устроился тренером в плавательном лагере Fitter & Faster. Также он давал индивидуальные уроки по ставке $150 в час. «Иногда я говорил людям, что продолжаю заниматься, но на самом деле я не плавал, – рассказывал Евгений San Francisco Chronicle. – Просто поднимал тяжести на суше, а затем совсем немного времени проводил в воде. О Париже я тогда вообще не думал. Был уверен, что Олимпиады в моей жизни уже никогда не случится».

    Осенью 2023 г. в одной из клиник Сакраменто Сомов встретился с бывшим пловцом Пьянки Гибсоном, который уже несколько лет работал исполнительным директором академии плавания Oaklantis Swim Team. Выслушав Сомова, он предложил ему работу детским тренером и новый подход к тренировкам. «Мы сошлись на том, что плавать мне нужно меньше, но с большим качеством, – пояснил Сомов Sports.ru. – Плюс свои фишки. Например, я часто кручу байк в бассейне. Идея в том, что давление под водой гораздо выше, и все, что ты делаешь, умножается в несколько раз. Байк тоже дает нагрузку на организм, но он не убивает нервную систему».

    В декабре Сомов повез учеников на соревнования в Южную Калифорнию, решив заявиться и в свою возрастную категорию. В итоге он выиграл финал на 100 ярдов брассом с результатом 51,1 секунды. «Цифры почти совпали с моим лучшим временем. Я понял, что все еще очень хорош, – отмечал Сомов в интервью San Francisco Chronicle. – Подумал, что надо пробовать развить успех и пробиться на Игры, ведь я был как минимум не хуже тех, кто упорно тренировался два года. Начал активно собирать бумаги».

    На пути в Париж перед Сомовым стояло серьезное препятствие. По регламенту для рассмотрения заявки у пловца должно быть четыре отрицательных допинг-теста за определенный период. После возобновления карьеры Евгений успел пройти только один контроль – в Атланте, где выполнил олимпийский норматив. Чтобы иметь возможность заявиться на Игры, Сомов провел несколько телефонных переговоров с Международной федерацией плавания (World Aquatics), которая пошла ему навстречу и в кратчайшие сроки (с 1 по 25 июня) организовала три оставшихся теста.

    Туманное будущее

    «Перспективы Жени на Олимпиаде оценить трудно по простой причине: у нас о нем слишком мало информации, – говорит «Ведомости. Спорту» двукратный олимпийский чемпион в плавании Денис Панкратов. – С тех пор как он уехал жить в США, о нем почти ничего не было слышно. В апреле в Атланте он показал свой лучший результат, вышел на пик формы и установил рекорд России. Но в нашей стране рекорд так и не был ратифицирован: нужно получить подтверждение, что соревнования проходили в соответствии с определенными правилами. Там важны все нюансы, включая высоту бортиков. По факту неизвестно, при каких обстоятельствах был установлен рекорд. И чтобы поддерживать пиковую форму в течение трех месяцев, нужна грамотная тренерская работа. Кто тренер Жени, что и как они делают – не ясно».

    По словам Панкратова, есть смысл рассчитывать не на медаль, а на прохождение квалификации на 100-метровке брассом. «На что способен Сомов на дистанции 50 м вольным стилем – еще большая загадка», – резюмирует он.