От бараков до микрорайона за 2 млрд евро: как менялись олимпийские деревни
Впервые общежитие для участников Игр устроили в Париже-1924Церемония открытия Игр-2024 пройдет 26 июля, а олимпийская деревня уже принимает спортсменов. «Ведомости. Спорт» рассказывает, как на Олимпиаде появилась и развивалась традиция общежития.
К Олимпиаде-2024 в Париже, которая стартует 26 июля, только три капитальных объекта были возведены с нуля. И главной стройкой – стоимостью под 2 млрд евро, в том числе 646 млн из госбюджета, – стала олимпийская деревня на севере столицы: комплекс из 82 зданий, где в дни соревнований будут жить более 14 000 спортсменов (9000 – во время Паралимпиады), а после Игр разместятся офисные, торговые, жилые и административные помещения. Особое внимание при разработке проекта уделяли экологичности: на крышах домов расположены зеленые сады для птиц и насекомых, а также солнечные панели. Символично, что первая олимпийская деревня (пусть и неофициальная) появилась ровно сто лет назад, когда Игры-1924 также проходили в Париже. Правда, тогда атлеты жили в деревянных бараках.
Античные афтерпати
Традиция олимпийского общежития родом из античности. Еще в Древней Греции спортсмены за месяц до Олимпиады съезжались в город Элида (в 58 км от Олимпии, где проходили состязания), чтобы пройти заключительную подготовку и инструктаж перед началом Игр.
Шествие из Элиды в Олимпию, названное «Священной процессией», которое совершали и спортсмены, и организаторы Игр за два дня до старта соревнований, было аналогом современной церемонии открытия.
В Олимпии же атлеты и гости размещались в импровизированном лагере, где богатые особы устраивали вечерние торжества в честь чемпионов. Так, в 416 г. до н. э. масштабный пир по случаю своей победы в заездах колесниц (чемпионом считался владелец лошадей, а не наездник) устроил известный полководец, воспитанник Сократа и богатый афинский плейбой Алкивиад. Помимо вечеринок, в деревне проходили лекции по философии, поэтические чтения и магические сеансы от прорицателей.
Священное место
В первые десятилетия после возрождения Олимпиад в 1896 г. организованному размещению атлетов внимания не уделяли. Делегации самостоятельно селились в различные гостиницы (как, например, до сих пор делают на футбольных чемпионатах) или же размещались в частном секторе. Хотя у инициатора современных Олимпиад барона Пьера де Кубертена была идея создать «современную Олимпию» – спортивный городок, который бы не только принимал соревнования, но и «в тишине между стартами привлекал посетителей как место паломничества, вселяя в них уважение к местам, посвященным благородным воспоминаниям и глубоким надеждам».
В 1910 г. был даже устроен конкурс среди архитекторов на проект «Современной Олимпии», который позже перерос в соревнования по различным видам искусства в рамках Игр.
Идея создания постоянного олимпийского города так и не была реализована, зато к Играм 1924 г. в регламенте Олимпиады появился пункт, который обязывал оргкомитет предоставить участникам проживание и питание по фиксированной цене – все расходы ложились на плечи делегаций. Для этого неподалеку от Олимпийского стадиона были построены деревянные бараки, где проживание стоило 30 франков в день на человека. Также участникам предлагалось трехразовое питание: ужин, например, состоял из супа, мясного блюда, десерта и половины бутылки вина.
Временный статус
Первая официальная олимпийская деревня была построена к Играм-1932 в Лос-Анджелесе. Европейским спортсменам (а их было 883 из 1334) добраться до Америки было сложно и недешево: со скидками от судоходных компаний выходило до $500 на человека. И чтобы в разгар экономического кризиса, начавшегося в 1929 г., не оттолкнуть атлетов еще и большими расходами на проживание, была организована «Деревня мечтаний», где за $2 в день постояльца обеспечивали и жильем, и питанием.
Было возведено около 500 бунгало вместимостью до четырех человек каждое, бани, столовые, почтовое отделение, пожарная станция, больница и даже театр под открытым небом со сценой и киноэкраном. «Я никогда не забуду восторг от жизни в олимпийской деревне. Возможность прогуливаться по деревне и пытаться преодолеть языковой барьер с представителями разных стран была редким удовольствием», – делился чемпион Игр-1932 в легкоатлетической эстафете американец Фрэнк Викофф.
Строительство деревни в Лос-Анджелесе обошлось в $500 000. Земля, на которой разместились объекты, была предоставлена владельцами бесплатно, но только на год проведения Игр, поэтому все сооружения были разборными. После Олимпиады часть домиков была распродана по цене $140–215 за штуку, а часть разобрана на стройматериалы. Также распродавали постельные принадлежности, посуду и другой инвентарь, которым пользовались атлеты.
При этом деревня предназначалась только для мужчин. Женщины (126 спортсменок плюс представители делегаций) проживали в зарезервированном только для них отеле в Беверли-Хиллз. Свое пространство в деревнях появилось у женщин только на Играх-1956, а гендерно-смешанное командное заселение началось в 1984 г., когда Лос-Анджелес снова отметился прогрессивным подходом – участников разместили в кампусах местных университетов.
Квартирный вопрос
В послевоенное время стало традицией превращать олимпийские деревни после соревнований в жилые районы. Так, оргкомитет римской Олимпиады-1960 воспользовался Играми, чтобы преобразовать ветхий район Кампо Париоли, состоящий из заброшенных лачуг и хижин. За два года был построен целый квартал, в котором разместилось несколько корпусов на 1348 квартир. К слову, улицы в этом районе до сих пор носят названия стран-участниц. Например, в экс-олимпийском корпусе на улице Советского Союза можно арендовать квартиру за 800 евро в месяц.
Новый микрорайон к Олимпиаде-1980 был возведен в Москве. Изначально планировалось, что олимпийская деревня будет представлять собой пять круглых домов – в соответствии с олимпийской символикой. Первый построили на западе Москвы еще в 1972 г., позже – еще один, но все пять оказались организаторам не по бюджету. И в 1978 г. начали возведение новой деревни: на юго-западе столицы построили 18 панельных 16-этажных домов, а также всю необходимую инфраструктуру (школы, детские сады, поликлиники), чтобы сразу после Игр передать район в городское пользование. 14 500 советских жителей заселились сюда уже весной 1981 г. «Проект был удачным для 1980-х, он поднял статус всего юго-запада Москвы, что было связано в том числе с высоким престижем спорта в СССР как неотъемлемой части жизни успешного советского человека», – объяснял «Коммерсанту» в 2014 г. топ-менеджер в сфере недвижимости Александр Самодуров.
Перед стартом Игр-1980 олимпийская деревня была обнесена забором, который охранялся военными. Подобные меры считались необходимыми после теракта на Олимпиаде-1972 в Мюнхене, когда палестинская группировка, ворвавшись в деревню, захватила в заложники часть израильских спортсменов и представителей делегации, 11 из которых в итоге были убиты. Одной из причин трагедии стала халатность организаторов в обеспечении безопасности – у охраны даже не было оружия. Так оргкомитет Мюнхена-1972 пытался создать максимально расслабленную атмосферу в деревне, чтобы выгодно отличаться от берлинских Игр-1936 эпохи фашизма.
От сумы и от тюрьмы
Безопасностью спортсменов озаботились и при проектировании деревни к зимней Олимпиаде-1980 в Лейк-Плэсиде. Небольшой городок с населением около 3000 человек очень бережно относился к бюджету Игр: на возведение деревни было выделено $28 млн – с условием, что будет найдено применение объекту после соревнований. В то время в США росло число преступников, и у организаторов появилась идея после Олимпиады превратить деревню в тюрьму. Некоторые делегации выразили протест и расселили спортсменов в отелях, но большая часть атлетов спокойно провели олимпийские дни в будущих камерах для заключенных.
Самой необычной по дизайну и скандальной по финансам стала олимпийская деревня Игр-1976 в канадском Монреале. Та Олимпиада до сих пор считается одной из самых экономически провальных. Итоговый бюджет Игр – $1,6 млрд – в 13 раз превысил изначальную смету. А стоимость четырех корпусов деревни, которые образовали два здания в форме пирамид, выросла с $30 млн до $90 млн. Перерасходы той Олимпиады привели к смене власти в регионе на сепаратистскую партию, выступавшую за выход франкоязычного Квебека, крупнейшим городом которого является Монреаль, из состава Канады.
Из грязи в князи
Олимпиада-1992 в Барселоне, наоборот, оказала огромное позитивное влияние на экономику региона. Так, прямая прибыль от вложений в период с 1986 по 1992 г. оценивается более чем в 7 млрд евро, а с учетом косвенного воздействия на социально-экономический сектор – достигает и 18,7 млрд.
Олимпиада стала катализатором реализации планов по трансформации городской среды прибрежного кластера, где и разместили олимпийскую деревню стоимостью около 400 млн евро.
Основной целью проекта было «открыть Барселону морю»: до этого Побленоу был заброшенным районом с индустриальным прошлым. А в ходе строительства деревни на его территории появились и новые жилые пространства, вписанные в архитектурный стиль города, и развлекательная зона на побережье, и дорожная инфраструктура. После преобразования Побленоу стал одним из самых востребованных и дорогих в городе для покупки или аренды жилья. По данным портала Idealista, в 2023 г. снять квартиру там стоило 21,5 евро за 1 кв. м в месяц – район входит в топ-15 самых дорогих в Испании.