От телеги до самолета: история семейного бренда, доминирующего в лыжных гонках
С 1974 г. на лыжах Fischer выиграли более 2100 медалей Олимпиад и чемпионатов мираВ конце ноября стартовали Кубки мира по биатлону и лыжным гонкам – третий сезон подряд без российских спортсменов. За это время лидер лыжной сборной Норвегии Йоханнес Клебо (три золота чемпионата мира 2023 г. и победа в общем зачете Кубка мира 2022/23) не раз заявлял, что скучает по борьбе с россиянами и ждет их возвращения. Вероятно, из-за отсутствия конкуренции Клебо потерял мотивацию и в 2024-м уступил желтую майку менее именитому соотечественнику Харальду Амундсену.
В новом сезоне борьба между двумя норвежцами продолжится. И важную роль в ней, конечно, сыграют лыжи, тем более что соперники представляют разные бренды. Клебо выступает на австрийских Fischer, а Амундсен – на норвежских Madshus. При этом среди производителей инвентаря безоговорочным лидером Кубка мира по лыжным гонкам вот уже больше 15 лет является Fisсher. К примеру, в сезоне 2023/24 спортсмены на лыжах этого бренда заработали почти 18 000 очков, на втором месте – французская компания Rossignol, 5271 балл. А началась история Fischer ровно 100 лет назад – в год основания Международной федерации лыжного спорта.
Ручной труд
В 1924 г. в небольшом австрийском городке Рид-им-Иннкрайс 17-летний столяр Йозеф Фишер запустил собственное деревянное производство – телег, повозок, санок и т. п. Вскоре он добавил в ассортимент и лыжи – каждую пару он своими руками вырезал из бука или ясеня. Так был дан старт бренду Fischer, который до сих пор остается единственным крупным семейным бизнесом на рынке производителей лыж.
Спустя 10 лет после запуска штат компании насчитывал уже 85 человек, а объем, несмотря на ручной труд, достигала 40 000 пар в год. Часть продукции отправлялась на экспорт в США. Процесс производства модернизировал сын основателя Йозеф Фишер-младший, который вошел в руководство предприятием в 1949 г. в возрасте 19 лет. Он поставил задачу сделать лыжи Fischer легче и быстрее, чтобы выиграть конкуренцию у других, более раскрученных на тот момент брендов – Rossignol, Kneissl, Madshus. Фишер-младший много экспериментировал, хотя отец это не приветствовал. «Бессмысленно сначала распилить дерево, а затем склеить его другим способом», – комментировал Фишер-старший опыты сына.
Инновационный подход
Будучи по образованию инженером в области машиностроения, Фишер-младший сконструировал первый в истории лыжный пресс, который позволил уменьшить долю ручного труда и увеличить объем производства. Прессование сделало лыжи более прочными и открыло возможности для использования нескольких слоев различных материалов.
В 1957 г. на фабрике Fischer произошел пожар, ущерб от которого составил 1,8 млн австрийских шиллингов (с учетом инфляции около 1,1 млн евро на 2024 г.) – в том числе сгорело 6500 готовых пар лыж. Но в конечном счете неприятное происшествие оказалось катализатором роста компании: увеличилась площадь фабрики, было закуплено новое оборудование и модернизированы производственные линии. Теперь компания выпускала по 50 000 пар лыж разной специализации в год. Тогда же дизайнером компании Рудольфом Ферхом был создан используемый до сих пор логотип Fischer. «Мы искали простой символ, который бы легко воспроизводился и подходил для штамповки», – объяснял Ферх свой выбор – треугольник, собранный из четырех более мелких треугольников.
После смерти Фишера-старшего в возрасте 52 лет (к тому моменту компания выпустила около полумиллиона пар деревянных лыж) управление производством окончательно перешло в руки Фишера-младшего и его сестры Сельмы – с тех пор началась золотая эра компании.
В 1964 г. на алюминиевых лыжах Fischer олимпийскую золотую медаль – первую в истории бренда – завоевал австрийский горнолыжник Эгон Циммерман. Позже в одном из интервью Фишер-младший назвал это событие самым приятным опытом в своей карьере. Использование легкого металла не было инновацией Фишера – первые опытные образцы полностью алюминиевых лыж были выпущены во Франции еще в конце 1940-х компанией TEY, но Fischer сделала их способными побеждать. И если раньше лыжи компании считались массовым продуктом – для нужд армии и любительского катания, то победа Циммермана изменила ситуацию. Уже следующей зимой было продано 250 000 пар, а география экспорта добралась до Японии.
Конкурентный опыт
На Играх-1964 в Инсбруке две медали в женском слаломе завоевала Джин Соберт, которая выступала на лыжах американской фирмы Head. Ее основателем был авиаинженер Говард Хед. Компания, на которую он работал во время Второй мировой войны, стала пионером в использовании «сэндвичей» из пластика и алюминия в авиационной промышленности. Отдыхая как-то на горнолыжном курорте, Хед остался недоволен «доисторическими» деревянными лыжами и решил разработать собственные – «с прочностью дерева, но в два раза легче».
На запуск нового бизнеса Хед потратил выигранные в покер $6000, но первые результаты оказались провальными. Лыжи слишком легко ломались. Лишь спустя два года проб и ошибок Говарду удалось создать удачную модель, в которой он использовал наработки других производителей – в том числе и Fischer: от металлического канта до пластиковых пластин.
За три года было продано более 3500 пар модели Head Standart, хотя стоили эти лыжи в два раза дороже качественных деревянных – около $85. Зато на спуске «жулики» – так прозвали новую модель – гораздо сильнее врезались в снег, что позволяло даже новичкам выглядеть профессионалами.
Уже в 1966 г. в Head Ski работало более 500 сотрудников. Компания выпускала порядка 300 000 пар лыж в год, зарабатывая $25 млн. Но в 1969-м Хед продал свой лыжный бизнес компании по производству спортивного инвентаря AMF за $16 млн. А сам переключился на теннисные ракетки, которыми сейчас играют сильнейшие теннисисты, в том числе Новак Джокович и Янник Синнер.
Выход на равнину
К началу 1970-х австрийские компании производили более четверти всех лыж в мире, а оборот экспорта лыжного инвентаря и экипировки достиг $80 млн в год. Fisсher к тому времени была лидером не только австрийского, но и мирового производства, ежегодно выпуская по 700 000 пар лыж. Но успехи конкурентов в горнолыжном сегменте подтолкнули Fischer к диверсификации бизнеса – так в 1970-х было запущено массовое производство беговых лыж.
В 1971 г. компания представила модель «Европа 77» из стекловолокна – эти лыжи были прочнее и легче любых других на рынке. Новая разработка от Fischer подтолкнула и другие бренды активнее использовать искусственный материал в беговых лыжах. Чемпионат мира 1974 г. стал последним, где золотую медаль смог выиграть спортсмен на деревянных лыжах: им стал норвежец Магне Мюрмо на дистанции 15 км.
«До меня доходили слухи о появлении новых лыж из Австрии. Но с национальной лыжной ассоциацией невозможно было бы так сразу сменить компанию. Мы были обязаны использовать только те бренды, что состояли в пуле. Я раздобыл и опробовал несколько Kneissl и Fischer, но у нас не было нужной смазки, поэтому я остался на своих деревянных», – делился позже Мюрмо.
Вместе с тем чемпионат-1974 доказал, что будущее лыжного производства именно за пластиком – семь медалей турнира завоевали спортсмены на композитных лыжах Fischer. Пользовались продукцией австрийского бренда и советские лыжники. Но более тесная связь австрийской компании с Советским Союзом сложилась в 1988 г. Тогда на базе лыжной фабрики в Мукачеве (город на западе Украины), которая много лет обеспечивала СССР 6–8 млн пар лыж в год, было запущено совместное производство. Позже именно это предприятие стало самым крупным производством лыж в Европе.
От земли до неба
Успех Fischer в производстве лыжного инвентаря – для разных дисциплин – подтверждали результаты спортсменов на топ-соревнованиях. Австрийский горнолыжник Франц Кламмер на инновационной модели Fischer C4 выиграл Олимпиаду-1974 и установил мировой рекорд скорости в 111 км/ч. А «воздушная» конструкция Air composite core, снизившая вес пары до 1000 г, принесла в 1980 г. шведскому спортсмену Томасу Вассбергу золото Олимпиады в Лейк-Плэсиде на 15 км.
И все же инновации предлагала не только Fischer, но и другие бренды. Так, австрийская компания Blizzard, потратив на разработки шесть лет и 30 млн австрийских шиллингов (с учетом инфляции – около 7 млн евро на 2024 г.), в 1980 г. представила первые в мире лыжи с функцией контроля температуры.
Предупреждая потери от растущей конкуренции, руководство Fischer решило расширить ассортимент продукции и еще в 1978 г. запустило производство теннисных ракеток. В 1990-х ими играли чемпион Уимблдона немец Михаэль Штих и двукратный победитель турниров Большого шлема россиянин Евгений Кафельников. Дополнительно компания начала делать хоккейные клюшки, а также продавать свои технологии в авиационную промышленность.
Суперлегкие, но вместе с тем прочнейшие композитные материалы, которые использовались при производстве лыж, идеально подошли для различных деталей самолетов. В 1980-е Fischer открыла новое подразделение по производству авиационных деталей из углеродного волокна – сначала для Airbus, а затем для McDonnell-Douglas и Boeing.