Протест года: Бундеслига отказалась от сделки на 1 млрд евро из-за акций фанатов

    Немецкие болельщики не приняли идею продать часть медиаправ иностранным инвесторам
    Футболисты и стюарды собирают теннисные мячи во время матча Бундеслиги между «Дарштадтом» и «Штутгартом»
    Футболисты и стюарды собирают теннисные мячи во время матча Бундеслиги между «Дарштадтом» и «Штутгартом» /IMAGO/Schüler

    В феврале 2024 г. Немецкий футбольный союз (DFL) объявил на своем сайте об отказе от заключения контракта с внешним инвестором. Руководство Бундеслиги стремилось сократить финансовое отставание от более богатой Английской премьер-лиги (АПЛ), но фанаты местных клубов выступили против, организовав массовые протесты.

    Зимой 2024 г. ряд матчей Бундеслиги сопровождались акциями протеста. Болельщики забрасывали поля различными предметами, что приводило к затягиванию игр на два часа и более. «Ведомости. Спорт» рассказывает о причинах недовольства фанатов, и к чему привел главный протест 2024 г.

    Бундеслига могла получить 1 млрд евро

    В декабре 2023 г. немецкие клубы большинством голосов одобрили предложение о продаже 8% дохода от лицензионных прав на телетрансляции первой и второй Бундеслиги сроком на 20 лет в обмен на инвестиционный капитал. Согласно данным Deutsche Welle (считается в России иноагентом), стоимость сделки оценивали в 1 млрд евро. Среди потенциальных инвесторов значились люксембургская компания CVC Capital Partners, шведская EQT и американская инвестиционная компания Blackstone.

    Эту инициативу уже предлагали в мае 2023 г., но тогда ее отклонили большинством голосов. В декабре же результаты голосования изменились: из 36 участников высших лиг 24 проголосовали за продажу прав, 10 команд были против, две воздержались. Необходимое число в две трети голосов было достигнуто, и сделку начали оформлять.

    По словам председателя наблюдательного совета DFL и руководителя дортмундской «Боруссии» Ханса-Йоахима Ватцке, инвестиции должны были повысить конкурентоспособность лиги на международном уровне.

    У Бундеслиги вторая по стоимости внутренняя ТВ-сделка после АПЛ (1,75 млрд евро в год): Sky и DAZN ежегодно приносят чемпионату Германии 1,1 млрд евро. Но по продажам прав за рубежом немецкая лига серьезно отстает – около 200 млн евро в год (АПЛ получает почти в 10 раз больше – 1,9 млрд евро). Планировалось, что основная часть инвестиций пойдет на «оцифровку и интернационализацию» Бундеслиги, включая создание собственной платформы для видео и потокового вещания.

    По данным Sportschau, 1 млрд евро планировали распределить так: 183 млн евро должны были направить на зарубежный маркетинг, чтобы увеличить фан-базу лиги за пределами Германии и открыть офисы DFL по всему миру. Еще 100 млн евро планировали выделить на поддержку клубов в поездках за границу, 164 млн – на создание собственного стриминг-сервиса лиги, а 126 млн – на местный рынок, включая борьбу с нелегальными трансляциями, видео из раздевалок и автобусов и короткие интервью перед матчами. На партнерскую рекламу собирались выделить 65 млн евро, на развитие «виртуальной Бундеслиги» и киберспортивного направления – 8 млн, а на «стратегический резерв» лиги – 54 млн. Компенсация клубам за выпадающие 8% доходов, которые получит инвестор, должна была составить 300 млн евро.

    Кроме денег, важным бонусом лига рассматривала так называемую «добавленную стоимость», которую мог бы принести новый партнер: медиаопыт, глубокое знание основных международных медиарынков, сеть глобальных медиапартнеров и других корпораций из различных секторов экономики.

    К декабрьскому голосованию лиге также пришлось скорректировать и публично раскрыть важные условия сделки. Планировалось, что соглашение будет лицензионным, а не продажей акций DFL, поэтому влияние инвесторов на лигу и клубы было исключено. После истечения соглашения полные лицензионные права автоматически вернутся к лиге. Планирование игрового календаря остается за лигой и клубами: инвесторы не смогут влиять на расписание туров, перенос игр за границу и другие аспекты. Также бизнес-модель исключает риски формирования долгов у DFL или клубов, так как инвестиции не являются кредитными. Представители DFL заверяли, что поэтапное стратегическое партнерство не приведет к тому, что игроки и агенты будут получать больше денег. Внутренняя организация лиги, например, состав органов управления, останется неизменной несмотря на стратегическое маркетинговое партнерство.

    Фанаты срывали матчи Бундеслиги 

    Хотя лига получила необходимое большинство голосов от клубов, фанаты не приняли новую инвестиционную концепцию. В опросе более 56 000 фанатов, проведенном изданием Kicker в мае 2023 г., 67,5% высказались против частных инвесторов.

    Гарантии DFL не убедили болельщиков, которые считали, что инвесторы будут косвенно влиять на Бундеслигу. «Ясно одно: никто ни во что не вкладывает столько денег, не получая ничего взамен, – заявили болельщики клуба «Санкт-Паули». – Мы не хотим футбола, как в Англии, где болельщики – всего лишь украшение для спорта, контролируемого инвесторами. К счастью, у нашего клуба есть четкая позиция по этому поводу».

    Фанатские организации также ссылались на правило «50+1», согласно которому в клубном совете более половины представителей должны быть членами ассоциации болельщиков. Это правило не позволяет внешнему инвестору получить контрольный пакет голосов в клубе и влиять на ключевые решения. Болельщики считают, что потенциальная сделка станет началом конца системы «50+1», которая уже подвергалась критике со стороны владельцев клубов.

    Один из таких владельцев – генеральный директор команды второго дивизиона «Ганновер 96» Мартин Кинд. Существует мнение, что в декабре 2023 г. он проголосовал за привлечение инвесторов, хотя клуб просил его сделать наоборот. В 2009 г. Кинд инициировал голосование за отмену правила «50+1», но представители 32 из 36 команд высказались против. На одном из матчей зимы 2024 г. болельщики «Ганновера» вывесили баннер с его лицом в перекрестии прицела.

    Фанаты также сомневались в честности декабрьского голосования «за закрытыми дверьми» и требовали провести новое «прозрачное» голосование.

    В начале 2024 г. фан-клубы объявили о протесте: 12-минутном молчании на старте матчей (отсылка к 12 игроку). Тем не менее некоторые болельщики пошли дальше: фанаты дортмундской «Боруссии» и «Вердера» закидали поле шоколадными монетами в золотой фольге.

    «Лига признает, что такие вопросы, как решение о вступлении в стратегическое маркетинговое партнерство, вызывают скептицизм у активных болельщиков, – говорилось в заявлении на сайте Бундеслиги после первых протестов. – Голоса болельщиков и членов клуба являются неотъемлемой частью немецкого футбола». Мы понимаем, что фанатов беспокоит такая сложная тема, как стратегическое маркетинговое партнерство. Это делает главное послание еще более важным: фанаты не пострадают в результате этого процесса. Не будет никакой распродажи, потери контроля или отклонения от правила 50+1. Нет причин для страшных сценариев».

    Тем не менее обращение лиги не успокоило фанатов, и протесты продолжились. Матч между «Байером» и «Баварией» начался с задержкой из-за того, что фанаты забросали поле конфетами и мелкими пластиковыми игрушками. В игре между «Унионом» и «Вольфсбургом» пауза на уборку поля от теннисных мячиков также затянула матч. В матче «Вердера» против «Кельна» по полю проехали игрушечные автомобили с дистанционным управлением. Эту идею также подхватили фанаты «Ганзы» и «Гамбурга» во второй Бундеслиге. Кроме того, во время февральского матча «Гамбурга» с «Ганновером» болельщики прикрепили велосипедные замки к стойкам ворот, которые пришлось срезать болгаркой. Также на газоны летели зажигалки, монеты, яблоки и другие предметы. Болельщики вывешивали плакаты и скандировали негативные кричалки в адрес DFL.

    После массовых протестов из переговоров с Бундеслигой вышла Blackstone. «Это именно то, чего мы хотели достичь, – заявил Йост Петер, лидер фан-группы Unsere Kurve. – Наши протесты увенчались успехом».

    Единственным претендентом на сделку осталась компания CVC Capital Partners, которая ранее приобрела доли в медиаправах испанской Ла Лиги (2 млрд евро за 8,25%) и французской Лиги 1 (1,5 млрд за 13%). Тем не менее в феврале 2024 г. Бундеслига не выдержала натиска фанатов. «На внеочередном заседании во Франкфурте исполнительный комитет DFL единогласно принял решение не продолжать процесс заключения стратегического маркетингового партнерства, – сообщил Ханс-Йоахим Ватцке. – Учитывая текущие события, успешное продолжение процесса больше не кажется возможным».