АПЛ усиливает позиции на азиатском ТВ, заключив вторую сделку за 1,5 месяца

    С лета 2025 года компания Astro будет показывать матчи лиги три сезона
    Zuma / ТАСС
    Zuma / ТАСС

    Английская премьер-лига (АПЛ) сохранила одного из главных вещателей на азиатском рынке – телекомпанию Astro, одним из основных продуктов которой является платный спортивный канал. Стороны заключили новый контракт на три сезона, он начнет действовать в августе 2025 г. Финансовая сторона сделки не разглашалась, но по предыдущему трехлетнему договору малазийцы платили $48 млн ежегодно. Astro покажет 380 игр АПЛ, а также большинство матчей Кубка Англии в формате HD. Некоторые поединки планируется транслировать в высоком разрешении 4K Ultra HD. 

    Также Astro будет предоставлять клиентам оригинальный и локализованный контент, в том числе тематические программы и эксклюзивные интервью. Своего рода фишкой контракта стал пункт, по которому Astro «обязуется сотрудничать с правоохранительными органами для защиты интеллектуальной собственности и противодействия пиратству». В последние годы пиратство спортивного контента стало серьезной проблемой для многих ведущих медиакомпаний Юго-Восточной Азии, и Astro не исключение. 

    Это уже второй крупный контракт АПЛ в регионе всего за 1,5 месяца. В середине ноября права на показ АПЛ и плей-офф Кубка Англии приобрела тайская телекоммуникационная компания Jasmine International, сумма трехлетнего контракта составила $233 млн. Не исключено, что соглашение в ближайшее время переподпишут на шесть лет, в этом случае общая стоимость сделки вырастет до $560 млн. 

    В целом с вещателями из Азии у АПЛ непростые отношения, особенно с китайскими партнерами. В 2019 г. государственная телекомпания страны CCTV отказалась показывать матч «Арсенал» – «Манчестер Сити» из-за провокационных высказываний хавбека лондонского «Арсенала» Месута Озила о ситуации с правами человека в Синьцзяне. В 2020 г. на фоне политической напряженности между Великобританией и Китаем лига расторгла с CCTV контракт на $639 млн за два года до его окончания. Весной 2022-го китайские вещатели приняли коллективное решение не показывать матчи очередного тура АПЛ, поскольку на каждой игре была запланирована акция в поддержку Украины.

    При этом азиатский рынок всегда рассматривался АПЛ как довольно перспективный с точки зрения поиска молодых талантливых футболистов. С 2003 г. в регионе проходили предсезонные турниры Premier League Asia Trophy. Параллельно тренеры команды АПЛ организовывали семинары для местных футболистов и брали на карандаш тех, кто, с определенной долей вероятности, мог бы закрепиться в академиях топ-клубов. Последний Premier League Asia Trophy состоялся в 2019 г., после пандемии турнир не проводился. Периодически возникают слухи, что он возобновится.

    Сейчас АПЛ транслируется на более чем 800 млн домов в 188 странах. Поединки показывают 90+ вещателей. Чтобы тянуть такой объем появилось предприятие Premier League Productions (PLP), созданное в 2004 г. лигой вместе с производителем и дистрибьютором спортивных и развлекательных медиа – компанией International Management Group (IMG). PLP показывает в прямом эфире все 380 матчей каждого сезона и предоставляет широкий спектр другого контента для глобальных медиапартнеров АПЛ. С момента создания PLP стоимость зарубежных сделок АПЛ выросла с 325 млн фунтов до 5,01 млрд фунтов за последний трехлетний цикл. 

    В начале декабря 2024 г. издание The Athletic сообщило, что 20 клубов лиги единогласно одобрили предложение не продлевать заканчивающееся в 2026 г. соглашение с IMG ради создания внутреннего медиабизнеса. Перенос производства на собственную платформу позволит АПЛ гораздо быстрее внедрять новые технологии вещания и форматы контента под различные рынки. Также будет возможность повысить ценность сделок по продаже телеправ. Кроме того, АПЛ получит возможность создать улучшенную версию мобильного приложения и объединить видео, аудио и интерактивный контент в единое целое.

    Еще одна привлекательная опция – создание специального канала, аналогичного испанскому La Liga TV или кабельным сетям, управляемым высшими спортлигами США.

    Безусловно, АПЛ хорошо зарабатывает и на продаже внутренних телеправ. С 2025 г. вступает в силу новое четырехлетнее соглашение с телекомпаниями Sky Sports и TNT Sports на рекордные 6,7 млрд фунтов. Благодаря этой сделке доходы АПЛ от телетрансляций и коммерческой рекламы вырастут на 17% (с 10,5 млрд фунтов до 12,25 млрд фунтов). 

    По стоимости ТВ-контрактов доминирование АПЛ началось с 1992 г. – именно тогда была образована лига. Первый контракт с АПЛ подписали вещательные компании BSkyB Руперта Мердока и BBC, сделавшие предложение на 214 млн фунтов за пять лет. В сезоне 2024/25 в АПЛ сыграно 15 туров. С 35 баллами лидирует «Ливерпуль», в топ-5 идут «Челси» (31 очко), «Арсенал» (29), «Манчестер Сити» (27) и «Ноттингем Форест» (25). При этом у «Ливерпуля» матч в запасе – дерби с «Эвертоном» перенесли из-за непогоды. 16-й тур стартует 14 декабря.