В немецком футболе продали внутренние телеправа за 4,48 млрд евро

    Это лучший показатель в Европе после Английской премьер-лиги
    EPA
    EPA

    «Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.

    Немецкая футбольная лига (DFL), управляющая подразделениями двух ведущих немецких национальных чемпионатов по футболу (Бундеслиги и Бундеслиги 2), объявила о продаже внутренних телевизионных прав стоимостью 1,12 млрд евро за сезон. Основными вещателями останутся телевизионная корпорация Sky и стриминговая платформа DAZN. Соглашение рассчитано на четыре года и вступит в силу с сезона 2025/26, пишет Spiegel. 

    В Европе Бундеслига уступает только АПЛ

    DFL добилась двухпроцентного роста стоимости внутренних медиаправ своих футбольных чемпионатов в сравнении с предыдущим контрактом, который заканчивается в конце текущего сезона. Новое соглашение принесет 36 профессиональным клубам двух высших лиг Германии на 84 млн евро больше, что позволит Бундеслиге закрепиться на втором месте в списке европейских национальных турниров, получающих наибольшую прибыль от продажи внутренних телеправ. Первую строчку с большим отрывом по-прежнему занимает Английская премьер-лига (АПЛ), чей новый четырехлетний контракт на 7,6 млрд фунтов (9,19 млрд евро) также начнет свое действие с сезона 2025/26. 

    «Несмотря на экономически сложные времена, новая сделка подчеркнула неизменную популярность немецкого профессионального футбола, – выразил удовлетворение соисполнительный директор DFL Штеффен Меркель. – В результате интенсивного процесса был достигнут очень хороший и всесторонне обеспеченный финансовый результат. Теперь клубы имеют финансовую подушку безопасности еще на четыре года». 

    Увеличение стоимости медиаправ Бундеслиги произошло на фоне не лучших показателей других конкурирующих еврочемпионатов. Испанская Ла Лига имеет текущую сделку с Telefonica и DAZN на 990 млн евро за сезон, а в Италии Sky и DAZN платят 900 млн евро ежегодно за права на трансляцию Серии А. Заметно хуже идут дела в погрязшей в финансовых скандалах Франции – DAZN и BeIN Sport суммарно выплачивают за вещание Лиги 1 лишь 500 млн евро в год. 

    Если стоимостью внутренних прав руководство Бундеслиги может гордиться, то на глобальной площадке у немцев беда – продажа международных прав приносит им лишь 263,08 млн евро в год. Для сравнения, абсолютный гегемон АПЛ аккумулирует 1,69 млрд евро за сезон, доход Ла Лиги составляет 983 млн, Серии А – 406,69 млн, Лиги 1 – 160 млн, зафиксировал Le Monde. Невысокий спрос вещателей на немецкий и французский футбол в международном поле обусловлен недостатком конкуренции. В Германии «Бавария» выиграла 11 из 12 последних чемпионатов, во Франции мало кто способен бросить вызов ПСЖ. Еще один минус – невысокая концентрация по-настоящему звездных игроков.

    При сравнении с другими чемпионатами важно учитывать, что Бундеслига продает медиаправа одним пакетом (в него входят первый и второй дивизионы), поэтому все доходы приходится делить не на 18–20 клубов, как у конкурентов, а на 36, подчеркивает The Athletic. При этом общее финансовое состояние Бундеслиги не проседает. 

    Победа DAZN в суде

    При заключении новой телевизионной сделки в Германии не обошлось без скандала. В апреле 2024 г. DAZN подал иск в Антимонопольный суд на DFL, обвинив футбольную лигу в нечестных условиях тендера на телевизионные права в противостоянии со Sky. Представители компании заявили, что предложили 1,6 млрд евро за новый четырехлетний цикл, тогда как конкуренты заполучили более выгодный пакет матчей стоимостью на 300 млн евро меньше, информировал SportsPro. Кроме того, DFL потребовала от DAZN финансовых гарантий по платежам в кратчайшие сроки (в течение 24 часов), а когда сервис не смог взять на себя такое обязательство, приняла предложение Sky. 

    Такой подход объясняется тем, что лига очень дорожит отношениями со Sky, поскольку телевизионный холдинг исторически является одним из ее главных и надежных партнеров. Руководство DFL опасалось повторения ситуации при поиске вещателей во Франции, когда из сделки вышел несколько десятков лет транслировавший поединки Лиги 1 Canal+, и это привело к резкому снижению стоимости медиапродукта. Схожий прецедент недавно случился в турецкой Суперлиге. 

    Но руководство DAZN не стало мириться с таким предвзятым отношением, ведь в последнее время компания стала надежным игроком на рынке спортивных трансляций. В прошлом году британская спортивная медиакомпания транслировала 734 матча европейских чемпионатов. К концу 2023 г. общая ежемесячная база пользователей DAZN превысила 300 млн, ее финансовые прогнозы в целом позитивны, но по сравнению со Sky это чуть более рискованный вариант. Спортивный пакет Sky в настоящее время стоит 25 евро в месяц, а на DAZN – 30. 

    В итоге суд вынес решение в пользу стримингового сервиса, заставив лигу снова выставить телевизионный пакет на тендер. После новых торгов стало известно, что Sky будет показывать большинство игр в прямом эфире, включая все матчи Бундеслиги, сыгранные в пятницу вечером, в субботу днем ​​и вечером, а также игры плей-офф за вылет. Также каналу достались все трансляции матчей Бундеслиги 2. При этом DAZN выбил права на мега-популярное в Германии шоу Konferenz (транслируется в субботу днем), а также все игры первой Бундеслиги по воскресеньям. 

    Кроме того, DFL подтвердила, что немецкий коммерческий канал Sat.1 приобрел пакет бесплатного вещания, который включает в себя прямую трансляцию избранных игр, таких как открытие сезона Бундеслиги и игры Бундеслиги 2, плей-офф за право остаться в лиге и Суперкубок Германии. Сублицензии на показ лучших моментов каждого тура получили телекомпании ARD, ZDF и Sport 1, в то время как канал RTL покажет субботнюю вечернюю игру Бундеслиги 2.