АПЛ будет самостоятельно производить контент для зарубежной аудитории

    В 2026 году лига прекратит многолетнее сотрудничество с дистрибьютором IMG
    IMAGO / News Images / ТАСС
    IMAGO / News Images / ТАСС

    «Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.

    Руководство ведущего клубного национального чемпионата по футболу – Английской премьер-лиги (АПЛ) – приняло решение не продлевать заканчивающееся в 2026 г. соглашение с производителем и дистрибьютором спортивных и развлекательных медиа, компанией International Management Group (IMG). По данным The Athletic, 20 клубов лиги на специальном собрании одобрили создание собственного внутреннего медиабизнеса.

    АПЛ увеличит доходы до 12,25 млрд фунтов

    В настоящее время АПЛ транслируется на более чем 800 млн домов в 188 странах. Поединки показывают 90+ вещателей. В основе сложной сети находится предприятие Premier League Productions (PLP), созданное в 2004 г. лигой и IMG для управления международным производством. PLP показывает в прямом эфире все 380 матчей каждого сезона, а еще предоставляет огромный спектр другого контента для глобальных медиапартнеров лиги. Продукция PLP включает шоу-программы, студии с экспертами, документальные фильмы, ретро-матчи и другое.

    PLP обеспечивает спутниковую дистрибуцию и услуги на месте для всех матчей и программ, а также подключение ко всем 20 стадионам и тренировочным центрам АПЛ через IMG Studios. Роль PLP в резком росте АПЛ нельзя недооценивать: с момента ее создания стоимость зарубежных сделок лиги выросла с 325 млн фунтов до 5,01 млрд фунтов за последний трехлетний цикл. 

    С 2025 г. доход увеличится еще больше, когда в силу вступит новое четырехлетнее соглашение с телекомпаниями Sky Sports и TNT Sports на 6,7 млрд фунтов. Благодаря этой сделке доходы АПЛ от телетрансляций и коммерческой рекламы вырастут на 17% (с 10,5 млрд фунтов до 12,25 млрд фунтов), фиксирует Front Office Sports. Но лига все равно решила прекратить чрезвычайно успешное партнерство с IMG и перевести производство на собственные рельсы к сезону 2026/27.

    Нужно иметь в виду, что учрежденная в 1992 г. АПЛ изначально функционировала как довольно небольшая организация, ее команда в основном занималась юридическими и административными задачами, а основная функция состояла в привлечении как можно большего количества коммерческих и медийных доходов для 20 клубов. Хотя компания отдавала приоритет прямым отношениям с вещателями, а не работе через посредников, она не занималась созданием контента или технологическим развитием, работая с целым рядом партнеров. Поэтому АПЛ и воспользовалась услугами IMG, которая обладала не только необходимыми мощностями, но и безупречной репутацией. В настоящее время в компании работает около 6000 сотрудников, ее годовой доход составляет 1,4 млрд. 

    Теперь обстоятельства изменились: значительно увеличившая прибыль лига больше не намерена делиться ею с посредниками и готова наладить собственное производство. Тем более, что подобная практика довольно распространена: в Европе итальянская Серия А имеет специальный центр вещания для управления производством, в то время как у Бундеслиги в Германии уже несколько лет есть собственный хост-вещатель. 

    Перспектива заработка 24 млрд фунтов в год

    Перенос производства на собственную платформу, в первую очередь, позволит АПЛ быстрее внедрять новые технологии вещания и форматы контента, позволяя адаптировать свое предложение к различным рынкам. Также можно будет повысить ценность сделок по продаже прав, появится возможность создавать больший объем социального контента и даже продюсировать документальные сериалы. Как это недавно успешно сделали стриминговые платформы Netflix («Последний танец» Майкла Джордана) и Amazon (посвященный мюнхенской «Баварии» сериал «Легенды»). 

    Кроме того, АПЛ получит возможность создать улучшенную версию своего приложения и объединить широкий спектр видео, аудио и интерактивного контента. Некоторые из основных спортивных лиг США уже сделали это с большим успехом, включая Национальную футбольную лигу (НФЛ) с подпиской NFL Game Pass и Национальную баскетбольную ассоциацию (НБА) с NBA League Pass. Еще одна опция – создание специального канала АПЛ, аналогичного испанскому La Liga TV или кабельным сетям, управляемым высшими спортивными лигами США.

    Еще одна опция – создание специального канала АПЛ, аналогичного испанскому La Liga TV или кабельным сетям, управляемым высшими спортивными лигами США. Хотя лига не раскрыла объем инвестиций, которые потребуются для создания собственного медиабизнеса, они исчисляются миллионами. 

    «Прежде во все – студии, площадки, оборудование – инвестировала IMG. Теперь лиге придется все организовывать самой, – цитирует The Athletic медиааналитика компании PP Foresight Паоло Пескаторе. – Создать что-то новое с нуля непросто, но у них достаточно талантов, чтобы спроектировать лучшую платформу. Конечно, это не произойдет за одну ночь. Но они долгое время работали с лучшими. У АПЛ есть два года, чтобы привлечь персонал и сделать остальную работу». 

    Такой подход означает неизбежное создание футбольного Netflix, идею которого еще в 2020 г. продвигал бывший владелец клуба «Кристал Пэлас» Саймон Джордан, и даже придумал название – Premflix. «Если АПЛ не будет развиваться и продолжит служить только интересам вещателей, которые на самом деле заботятся только о своем бизнесе, это означает потерю контроля. Нужно действовать смелее и самим стать вещателем, – говорил Джордан. – Для футбола это настоящий вызов! Продукт нужно доставлять потребителю напрямую. Такая модель могла бы приносить 24 млрд фунтов в год, и это не считая доходов от рекламы и спонсорства».

    Лучший пример – Уимблдон

    Главный аргумент в пользу Premflix, по мнению медиаэкспертов, заключается в огромной международной привлекательности и обширной фан-базе АПЛ. Исключив посредника и нацелившись на глобальную аудиторию, конкурентоспособная цена в 9 фунтов станет хорошей новостью для потребителей. Десятки миллионов подписчиков в конечном итоге принесут больше дохода 20 клубам лиги.

    У АПЛ есть отличный пример в родной стране, как изменить подход к контенту. До 2017 г. один из самых популярных теннисных турниров мира – Уимблдон – пользовался для производства своих продуктов мощностями телекомпании BBC. Руководство Всеанглийского теннисного клуба осознало важность работы с потребителем напрямую и учредило собственный сервис Wimbledon Broadcasting Services (WBS). В настоящее время BBC занимается исключительно прямыми трансляциями Уимблдона, а WBS сосредоточился на адаптации контента для глобальной аудитории.