АПЛ расширяет пул вещателей – у футбольной топ-лиги появился партнер в Азии

    Пока контракт на три сезона, шестилетняя сделка оценивается в $560 млн
    IMAGO / News Images / ТАСС
    IMAGO / News Images / ТАСС

    Тайская телекоммуникационная компания Jasmine International приобретает права на трансляции в Таиланде, Лаосе и Камбодже матчей Английской премьер-лиги (АПЛ) и плей-офф Кубка Англии по футболу в течение следующих трех сезонов минимум. Соглашение начнет действовать в 2025 г. Договор могут подписать и на шесть сезонов, если руководство АПЛ до 1 декабря текущего года пришлет в Jasmine письменное согласие. Сумма шестилетнего договора оценивается в $560 млн, трехлетнего – в $233 млн. Для финансирования сделки Jasmine планирует взять несколько кредитов.   

    Английский футбол пользуется в Юго-Восточной Азии большой популярностью, Jasmine готовится заменить регионального конкурента TrueVisions, который столкнулся «с непредвиденными проблемами». Боссы TrueVisions подписали соглашение с АПЛ в марте 2022 г. на три сезона. Стоимость сделки, по разным оценкам, составила $131 млн. В Jasmine утверждают, что у компании свыше 600 000 абонентов. Сделка с АПЛ направлена ​​на увеличение числа клиентов, в первую очередь, в Лаосе и Камбодже. 

    На азиатском рынке довольно много партнеров у «Манчестер Сити», действующего чемпиона Англии. В августе 2024 г. «Сити» подписал многолетнее соглашение с молочной компанией Yili Group. В Азии «Сити» также сотрудничает с популярным японским автомобильным брендом Nissan, производителем пива и безалкогольных напитков Asahi и корейской шинной компанией Nexen Tire. Перед прошлым сезоном основная команда была в турне по Японии и Южной Корее, сыграв два матча в Токио и один в Сеуле. На поездке клуб заработал $20 млн. 

    С 2003 г. в Азии проходили предсезонные турниры Premier League Asia Trophy. Параллельно с ним команды АПЛ организовывали образовательные семинары для местных футболистов и тренеров. По программе Premier Skills особое внимание уделялось развитию молодежного футбола в регионе. Последний турнир Premier League Asia Trophy состоялся в 2019 г. перед пандемией коронавируса, но периодически циркулируют слухи, что он возобновится. 

    Апрель 2023 г. ознаменовался для АПЛ в том числе достижением южнокорейского нападающего «Тоттенхэма» Сон Хын Мина. Он стал первым азиатским футболистом лиги, который достиг отметки в 100 забитых мячей. Сон выступает за «Тоттенхэм» с 2015 г., перейдя в команду из немецкого «Байера».  

    Непосредственно с вещателями из Азии у АПЛ не самые простые отношения, особенно дело касается Китая. В 2019 г. государственная телекомпания CCTV отказалась показывать матч «Арсенал» – «Манчестер Сити» из-за резких высказываний полузащитника «Арсенала» Месута Озила о ситуации с правами человека в Синьцзяне. В 2020 г. на фоне политической напряженности между Великобританией и Китаем лига расторгла контракт с CCTV на $639 млн за два года до его окончания. Весной 2022 г. китайские телевещательные компании не стали показывать матчи очередного тура АПЛ, поскольку на каждой игре была запланирована акция солидарности с Украиной. 

    Если говорить о других внешних вещателях, то, например, с российского рынка АПЛ ушла весной 2022 г. после обострения ситуации на Украине. В апреле 2019 г. эксклюзивные права на трансляцию матчей АПЛ в России приобрела Rambler Group Александра Мамута. Основной площадкой показа стал входящий в Rambler Group онлайн-кинотеатр Okko. Контракт действовал три сезона, а затем английский футбол должен был вернуться на «Матч ТВ», но федеральный канал не успел показать ни одной игры. 

    Впрочем, по поводу потери российского рынка представители АПЛ вряд ли грустят. Весомая причина – крупнейший внутренний контракт. В декабре 2023 г. лига объявила о продаже ТВ-прав на территории Великобритании вещательным компаниями Sky Sports и TNT Sports на четыре сезона – с лета 2025 г. до лета 2029-го. Бесплатно показывать ключевые моменты всех поединков чемпионата сможет BBC. Суммарная стоимость сделки составила 6,7 млрд фунтов – это крупнейшая сумма, которую когда-либо платили за спортивные трансляции в истории Великобритании.  

    Двум телеканалам удалось согласовать между собой временные слоты по утрам на выходных, чтобы обеспечить освещение максимального количества матчей в прямом эфире. Запрет на прямые эфиры сохранился лишь в отношении стартующих в 15:00 субботних поединков. Соответствующее решение продиктовано желанием вещателей мотивировать болельщиков на поход на стадион. Предыдущий договор с местными вещателями был заключен в мае 2021 г., он оценивался в 5,1 млрд фунтов. 

    По стоимости ТВ-контрактов доминирование АПЛ началось с 1992 г. – тогда и была образована лига, которая заменила Первый дивизион в качестве высшего футбольного эшелона Англии. Первый контракт с АПЛ подписали вещательные компании BSkyB Руперта Мердока и BBC (там транслировались только обзоры матчей), сделавшие предложение на 214 млн фунтов за пять лет. 

    В сезоне 2024/25 в АПЛ сыграно 11 туров. С 28 очками лидирует «Ливерпуль» (+5 от «Манчестер Сити»). 12-й тур начнется 23 ноября.