Матчи европейских футбольных чемпионатов могут разрешить проводить в США

    Продвигавший идею американский промоутер урегулировал спор с ФИФА
    Zuma / TASS
    Zuma / TASS

    В 2018 г. американская промоутерская компания Relevent Sports подала в антимонопольный суд на Международную федерацию футбола (ФИФА) с требованием снять запрет на право организации в США официальных матчей чемпионатов других стран. Спустя почти шесть лет стороны урегулировали спор во внесудебном порядке. «Ведомости. Спорт» – с подробностями.

    Европейские клубы завоевывают США

    В большинстве европейских стран футбольный клубный сезон вышел на финишную прямую – впереди финальная стадия Евро-2024 (пройдет с 14 июня по 14 июля), а затем непродолжительное межсезонье. Для большинства топовых клубов это представляет существенную проблему, потому что товарищеские матчи за океаном превратились в весомую статью доходов. В этом году у «Реала», «Манчестер Сити», «Баварии» и других топовых европейских команд будет минимум времени и ограниченное количество игроков (когда-то же нужно отдыхать), чтобы удовлетворить огромный спрос на матчи со своим участием в Азии и особенно в США. 

    По оценкам The Athletic, предсезонный доход последних туров топовых клубов по Америке в среднем составил $15-20 млн. Организаторы, руководство клубов, спонсоры, телевещатели и другие заинтересованные лица убеждены, что с таких мероприятий можно иметь больше денег. К примеру, когда в конце февраля стало известно, что стадион «Уильямс-Брайс» Университета Южной Каролины вместимостью 77 559 человек 3 августа примет товарищеский матч «Манчестер Юнайтед» – «Ливерпуль», то билеты распродали всего за три часа. Это быстрее, чем реализация билетов на концерты Бейонсе и Jay-Z на том же стадионе в 2018 г. 

    Летом 2023 г. на матч «Манчестер Юнайтед» с «Арсеналом» в Нью-Джерси пришли посмотреть 82 262 болельщика, установив рекорд не только стадиона, но и став самым прибыльным товарищеским матчем в истории этих клубов. Летом 2024 г. на той же арене пройдет эль класико между «Реалом» и «Барселоной»: самый дешевый билет на игру стоит $211, а самый дорогой – $3000. 

    Поскольку футбол c каждым годом становится по-настоящему международным бизнесом, почти все основные заинтересованные стороны рассматривают США как главную точку коммерческого роста. Европейские клубы и лиги открывают офисы в Штатах (у АПЛ есть представительство в Нью-Йорке), сотрудничают с местными клубами и звездами в других видов спорта. Поэтому организовывающая матчи европейских команд в США последние 10 лет промоутерская компания Relevent Sports Group (RSG) еще в 2018 г. задумалась над проведением в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других крупных американских городах официальных футбольных матчей. 

    Но основанная миллиардером Стивеном Россом (владеет командой Национальной футбольной лиги «Майами Долфинс») Relevent Sports столкнулась с противодействием сначала ФИФА, а затем и подконтрольной ей Федерация футбола США (US Soccer). Проблемы возникли после того как промоутер попытался провести в Майами матч чемпионата Испании между «Барселоной» и «Жироной» осенью 2018 г., но Совет ФИФА издал директиву, блокирующую эту идею. В организации заявили, что официальные матчи национальных чемпионатов должны проводиться исключительно на домашней территории.

    ФИФА устанавливает монополию на межконтинентальный клубный футбол

    Не удивительно, что такая же судьба ждала другую инициативу Relevent Sports по проведению в Майами матча чемпионата Эквадора «Барселона» (Гуаякиль) – «Гуаякиль Сити». На этот раз поединок не был санкционирован US Soccer, которая сослалась на соответствующую директиву ФИФА. Промоутер посчитал такие действия дискриминационными, и подал на обе федерации в суд. RSG считают, что стороны вступили в сговор с целью помешать компании проводить матчи регулярного сезона с участием иностранных клубов за пределами их дислокации, тем самым нарушая антимонопольное законодательство США. 

    Жесткая позиция ФИФА по отношению к этому вопросу обусловлена тем, что США для международного органа футбола также считаются приоритетным рынком, и президент организации Джанни Инфантино использует любые инструменты для защиты интересов. На 2026 г. в Америке запланирован мужской чемпионат мира среди сборных (ожидается рекордная выручка в $11 млрд), также считается почти решенным делом проведение США и Мексикой женского ЧМ в 2027 г. Кроме того, в Штатах пройдет Кубок Америки-2024, а также первый летний Клубный чемпионат мира-2025. 

    С тех пор как Инфантино стал президентом ФИФА (в 2016-м), организация решила помимо матчей сборных усилить влияние и на клубный футбол – с этим, в частности, связана реформа Клубного чемпионата мира и неприятие инициатив по созданию европейской Суперлиги. Дошло до того, что ФИФА пригрозила отстранить футболистов от чемпионата мира, если они примут участие в этом турнире. «Мы стремимся к тому, чтобы сделать футбольный мир более инклюзивным и проложить путь к такой ситуации, в которой однажды у нас будет как минимум 50 национальных сборных и 50 клубов со всех континентов на самом высоком конкурентном уровне», – подчеркнул Инфантино. 

    Реформа Клубного ЧМ (турнир в 2025 г. запланирован с 15 июня по 13 июля) представляет собой ту самую Суперлигу в миниатюре, которой управляет ФИФА, а не сами клубы. Также имеют место двойные стандарты – Джанни совершенно не смущает, что для проведения Клубного ЧМ в США он может задействовать иностранные команды, но если они захотят сыграть между собой условный матч Кубка Англии, то нарвутся на санкции. Кроме того, ведущие европейские команды не в восторге от очередного продолжительного турнира по окончании долгого клубного сезона, но опасаются конфронтации с управляющей организацией. 

    Но в лице Relevent Sports ФИФА получила сильного оппонента, поскольку американская компания считается одним из крупнейших и наиболее авторитетных игроков на рынке продажи медиаправ и торговых услуг. 

    Relevent Sports ожидает от ФИФА снятия ограничений

    В 2022 г. обладающая высокой репутацией компания заключила соглашение с Европейским футбольным союзом (УЕФА) на реализацию его контента (матчи Лиги чемпионов, Лиги Европы и других турниров) на территории США. И это сразу дало свои плоды. RSG помогла добиться увеличения суммы в 2,5 раза (по сравнению с предыдущим контрактом при продаже прав на показ матчей еврокубков) американским компаниям CBS, Viacom и Paramount. УЕФА в рамках договора заработает 1,5 млрд евро за шесть лет, что делает сделку одной из самых крупных в истории спортивного вещания. 

    Кроме того, Relevent с 2018 г. сотрудничает с испанской Ла Лигой (контракт на 15 лет), продвигая испанский футбол в США и других странах. Одним из наибольших достижений этого партнерства стал заключенный в 2021 г. восьмилетний контракт на показ матчей Ла Лиги в Штатах с американским кабельным спортивным каналом ESPN стоимостью $1,4 млрд. Еще $600 млн RSG помогла аккумулировать Ла Лиге с помощью реализации телевизионных прав в Мексике и Центральной Америке. Очевидно, что Relevent это не зарождающийся стартап, а четко продуманный и налаженный механизм по расширению влияния европейского футбола. 

    В начале апреля 2024 г. в противостоянии RSG и ФИФА наметился существенный сдвиг. Окружной суд Нью-Йорка объявил, что спустя шесть лет стороны достигли договоренности о прекращении юридической борьбы. «Соглашение урегулирует претензии между сторонами. Мы надеемся, что ФИФА как можно скорее рассмотрит возможность внесения изменений в существующие правила относительно того, можно ли проводить игры за пределами домашней территории лиги», – цитирует Financial Times генерального директора Relevent Дэнни Силлмана. 

    Хотя подробности соглашения не разглашаются, источники The Athletic предполагают, что перемирие носит временный характер, потому что в этом вопросе не может быть полумер – либо клубам разрешат проводить матчи в США, либо нет. Косвенно на судебную тяжбу могло повлиять решение Европейского суда в споре УЕФА с топовыми клубами, стоящими за проектом европейской Суперлиги. В декабре 2023 г. суд ЕС признал незаконным запрет клубам на организацию собственного турнира. В пресс-релизе суда отмечалось, что решения высших руководящих организаций в мировом футболе противоречат европейскому законодательству. 

    Вполне вероятно, что в ФИФА не на шутку испугались вынесения вердикта в пользу Relevent, а также намерений окружного судьи США раскрыть факты по ​​этому делу к концу сентября 2024 г. Такой расклад может грозить организации Инфантино большими репутационными рисками и нежелательным разглашением определенных деталей иска. Сроки пересмотра ФИФА свода правил не называются, но Relevent четко дали понять, что будут добиваться быстрого решения. Оно будет иметь судьбоносное влияние на будущее футбола, ведь снятие запрета развяжет руки, в частности, УЕФА, который давно мечтает о проведении в США матчей Лиги чемпионов.