Матч с Бразилией и трофей в Азии: как сборная Югославии пережила санкции 1990-х

    За три года отстранения от международных турниров родилась новая классная команда
    Футболисты сборной Югославии в матче против США на ЧМ-1998
    Футболисты сборной Югославии в матче против США на ЧМ-1998 /Michael Steele / EMPICS / Getty Images

    В 1990-е гг. югославские футболисты сияли во всех ведущих лигах Европы. Синиша Михайлович и Деян Савичевич покоряли Италию, Славиша Йоканович выступал в Испании, Саво Милошевич выиграл Кубок английской лиги с «Астон Виллой», Драган Стойкович представлял «Марсель», а Желько Петрович раскрылся в чемпионате Нидерландов. Вот только вместе они собирались очень редко – по крайней мере, в официальных турнирах. В то тревожное десятилетие сборная Югославии и так лишилась звездных футболистов из отделившихся Словении, Хорватии, Боснии и Македонии. Еще более серьезным ударом стало отстранение от соревнований под эгидой ФИФА и УЕФА, из-за чего команда пропустила Евро-1992 и две квалификации к топ-турнирам.

    Впрочем, сборная продолжала играть товарищеские матчи и балканской команде удавалось найти сильных соперников.

    Форма – в Ирландию

    Югославия получила бан в 1992-м. Годом раньше от некогда единой страны стали откалываться союзные республики. И если Словения и Македония получили независимость относительно мирно, то за выходом Хорватии и Боснии из состава федерации последовали кровавые и затяжные войны, сопровождавшиеся бомбежками городов и этническими чистками. 

    В сентябре 1991 г. ООН ввела против Югославии первые санкции – в страну запретили поставку оружия. Конфликт это не остановило. В те же месяцы сборная страны пусть уже без хорватов и словенцев, но с сербами, черногорцами и пока еще боснийцами стала победителем своей группы в отборе на Евро-1992. На турнире в Швеции команда не выступила из-за второй резолюции ООН, принятой 30 мая – за полторы недели до матча-открытия в Стокгольме. В документе были прописаны новые, более жесткие ограничения. Они, в частности, ограничивали спортивные контакты. Формулировка была размытой: «Санкции препятствуют участию лиц и команд, представляющих Югославию, в спортивных мероприятиях, проводимых на ее территории». Но УЕФА и ФИФА на всякий случай запретили сборной Югославии играть во всех официальных турнирах. 

    Бан касался также торговых и коммерческих связей. С 1981 г. партнером балканской команды был Adidas. Немецкий бренд успел выпустить форму для сборной к Евро-1992, в том числе тысячи реплик для болельщиков. Пустить партию в розничную продажу компания не решилась, но тираж выкупили полулюбительские команды из Ирландии – «Касл Селтик» и «Лидс». Вероятно, их привлекла цена невостребованных комплектов, от которых бренд желал поскорее избавиться. На форму лишь нанесли логотипы клубных спонсоров, сохранив старый герб Югославии.

    Начали с чемпионов

    Югославская сборная тоже играла в футболках, выпущенных к Евро-1992, но только в товарищеских матчах. В 1992-м команда вышла на поле лишь раз – в марте в гостях против Нидерландов, т. е. еще до санкций. За весь 1993 год Югославия не провела ни одного матча. Официально в это время у нее даже не было тренера – работавший с футболистами босниец Ивица Осим ушел в отставку с началом боев в его родном Сараеве. Футболисты реагировали на это спокойно. «Мы не думали о политике, нас интересовала только игра, – вспоминал то время в мемуарах «Матч жизни» Синиша Михайлович. – Поэтому не удивляйтесь, что тот период я считаю замечательным. Поставьте себя на мое место: 22 года, я красивый, богатый, популярный, у меня множество важных друзей. Я выступаю за любимую команду, болельщики меня обожают, я выиграл все, что можно».

    Только в декабре 1994 г. сборную возглавил 48-летний серб Слободан Сантрач. Выбор был неожиданным: к тому моменту он уже три года сидел без работы, а единственный клуб, где ему довелось побывать тренером, – это скромный белградский «Земун». Впрочем, сборную по-прежнему никуда не допускали – к тому моменту она уже пропустила отбор на чемпионат мира в США, сам турнир 1994-го и старт квалификации к новому Евро. Так что эксперимент с Сантрачем был вполне оправдан.

    Достойных оппонентов для товарищеских матчей найти в Европе было сложно по политическим причинам, поэтому федерация обратила внимание сначала на Южную Америку, а позже на Азию. В конце декабря 1994-го команда сыграла с Бразилией и Аргентиной, т. е. с победителем и участником плей-офф чемпионата мира того же года. Встреча с бразильцами на знаменитом стадионе «Монументаль» в Порту-Алегри собрала 32 000 зрителей. Им было на кого посмотреть: на воротах – Дзетти («Сан-Паулу»), в обороне – Жоржиньо («Бавария») и Бранко («Флуминенсе»), в полузащите – Зиньо («Палмейрас») и Дунга («Штутгарт»), а в нападении – Виола («Коринтианс») и 18-летний Роналдо (ПСВ). Все – обладатели золотых медалей чемпионата мира 1994 г. Главный тренер Марио Загалло тоже выиграл титул на ЧМ в США, пусть и как ассистент ушедшего летом Карлоса Алберто Паррейры.

    Слободан Сантрач повез на игру также довольно сильный состав. В 1990-е югославские футболисты были востребованы в топ-лигах: нападающий Предраг Миятович играл в «Валенсии», полузащитник Деян Савичевич – в «Милане», защитник Слободан Дубайич – в «Штутгарте» и т. д. «Легионеры» составляли костяк сборной, еще восемь игроков представляли домашний чемпионат, но позже и они оказались в зарубежных командах. Клубы не препятствовали командировке в сборную, хотя перелет через полмира и назад точно отразился бы на функциональном состоянии футболистов. Федерация нашла удачный слот в календаре – в последних числах декабря все лиги, откуда были вызваны футболисты, ушли на зимний перерыв. В Англии, где конец года, наоборот, пора самых напряженных матчей, югославы еще не играли: Милошевич переехал в Бирмингем лишь полгода спустя, а Дарко Ковачевич стал нападающим «Шеффилд Уэнсдей» в 1996-м. 

    Сильный состав не помог балканской команде: гости уступили бразильцам 0:2. Не хватало сыгранности, что вполне объяснимо: в первой половине 1990-х в югославском футболе случилась смена поколений, к тому же многие прежние лидеры теперь представляли другие государства – например, Хорватию. В Бразилии дебютировали сразу девять футболистов: защитник «Айнтрахта» Слободан Комленович, полузащитник Альберт Надь (выступал за «Партизан», позже играл в испанских «Бетисе» и «Овьедо», а затем в «Ростове»), будущая звезда – нападающий Саво Милошевич («Партизан») и другие футболисты.

    Через пару дней после матча с Бразилией югославы уступили Аргентине – 0:1. Но результат не главное: через контрольные встречи наигрывали новый состав и приучали болельщиков к матчам с топовыми соперниками. А вскоре подоспели и титулы: в конце января 1995-го сборная поехала в Гонконг на старинный (разыгрывается с начала XX в.) коммерческий турнир Кубок Carlsberg – до спонсорской интеграции он назывался Кубком лунного нового года. Соперниками Югославии стали хозяева, а также Южная Корея и Колумбия. В европейских лигах сезон к тому моменту уже возобновился, поэтому Сантрач использовал игроков из родного чемпионата, но этого было достаточно, чтобы взять трофей.

    Весной Югославия наконец-то сыграла дома – впервые с 1991-го. В марте команда принимала в Белграде Уругвай, а в мае – сборную России, которая в то время продолжала бороться за попадание на Евро-1996. У латиноамериканцев хозяева выиграли, а с командой Олега Романцева не справились: Валерий Карпин и Владимир Бесчастных забили по мячу – 2:1.

    «Бразильцы Европы»

    Югославские футболисты дольше соотечественников из других видов спорта ждали возвращения на официальные соревнования. Международный олимпийский комитет допустил сборную под нейтральным флагом еще на летнюю Олимпиаду – 1992. Весной 1995-го баскетболистам разрешили сыграть в квалификации на чемпионат Европы, они попали на турнир и сенсационно его выиграли. А футбольные клубы и сборная получили разрешение ФИФА и УЕФА лишь с сезона 1995/96. К тому моменту война на Балканах еще продолжалась, но тянуть до разрешения конфликта спортивные организации не стали: Югославию допустили до отбора на чемпионат мира 1998-го. Как позже выяснилось, решение приняли своевременно: в декабре 1995-го почти одновременно состоялись жеребьевка квалификации и подписание Дейтонских соглашений, установивших мир в Боснии и Хорватии. 

    До конца 1995 г. футболисты Слободана Сантрача целенаправленно готовились к отбору, одолев мощную Мексику (4:1) и более проходные Грецию (2:0) и Сальвадор (4:1). Заложенная за годы санкций игровая база помогла югославам удачно выступить в сильной отборочной группе к ЧМ-1998, куда попали также Испания, Чехия, Словакия, а еще Мальта и Фареры. Сборная уступила лишь однажды – испанцам 0:2. В остальном же футболисты, соскучившиеся по официальным играм, куражились от души, наколотив 29 мячей в 10 встречах. И все же для первой строчки этого не хватило, так что Югославия пробивалась на турнир через стыковые матчи. Там не повезло венграм, которые в двух встречах пропустили 12 голов. В итоге сразу два игрока балканской сборной оказались лучшими в списке бомбардиров отбора: нападающий «Валенсии» Предраг Миятович (12 мячей) и форвард «Астон Виллы» Саво Милошевич (9).

    Югославов прозвали «бразильцами Европы» за размашистые и динамичные атаки, а также высокое индивидуальное мастерство отдельных футболистов. Все это нужно было продемонстрировать летом 1998-го во Франции. На турнир поехали 22 игрока, многие из которых дебютировали в сборной в турне по Южной Америке 1994-го. Соперниками Югославии по группе стали Иран, Германия и США. Встреча с американцами считалась особенной, ведь США были в числе инициаторов антиюгославских санкций. Сантрачу об этом напомнили после жеребьевки. «Наложенные на мою страну санкции ослабили нашу команду, – рассуждал тренер в интервью The Washington Post. – Я уверен, что югославские футболисты раздумывают о реванше. Впрочем, это же не американские игроки проголосовали за санкции. Так что когда мы выйдем на поле ради победы, политику мы уберем на второй план». В итоге две победы и ничья с немцами.

    В 1/8 финала югославов поджидали Нидерланды, и эта встреча закончилась для балканцев драмой: при счете 1:1 они получили право на пенальти, но Миятович попал в перекладину, а в компенсированное время Эдгар Давидс вывел голландцев в четвертьфинал. И все же выход в плей-офф – отличный результат для команды, которая пропустила три турнира и два отбора, лишилась многих лидеров из-за распада страны и была вынуждена несколько лет играть только товарищеские матчи. Возможно, о той Югославии с ЧМ-1998 вспоминали бы чаще, если бы не другая балканская сборная. На том же турнире дебютировала не менее яркая команда Хорватии – и взяла бронзу.