Италия привлекательнее Кореи: почему НХЛ возвращается на Олимпиаду
Лига заранее договорилась с Международной федерацией, что отпустит хоккеистов на Игры 2026 и 2030 годовВ начале февраля Международная федерация хоккея (IIHF) и Национальная хоккейная лига (НХЛ) объявили, что игроки НХЛ примут участие в Олимпиадах 2026 и 2030 гг. Последний раз все сильнейшие хоккеисты мира собирались на Играх в 2014 г. Тогда золото взяли канадцы, а сборная России проиграла Финляндии в четвертьфинале.
Отношения между НХЛ и Олимпиадами исторически складываются непросто: из 25 турниров лига полноценно была представлена лишь на пяти. На три из них (в 1988, 1992 и 1994 гг.) с согласия клубов приезжали некоторые игроки, но специального перерыва под Игры НХЛ не делала.
Две последние Олимпиады прошли без участия игроков НХЛ. К Пхенчхану-2018 лига не достигла согласия с IIHF по финансовым вопросам, планы на Пекин-2022 нарушили эпидемиологические строгости в Китае. Учитывая негативный опыт прошлого, на этот раз стороны решили договориться заранее: лига будет верстать календарь с учетом Олимпиад, а расходы по страховке и логистике возьмет на себя международная федерация. Она вполне может себе это позволить. Последний опубликованный финансовый отчет организации (за сезон 2021/22 г.) зафиксировал доход в 74,2 млн швейцарских франков и прибыль в 18,2 млн.
Обида на IIHF
23 июня 1894 г. в Париже открылся Международный конгресс по вопросам физического воспитания, на котором французский историк, педагог и популяризатор спорта Пьер де Кубертен предложил возродить Олимпийские игры. Одним из главных вопросов заседания был статус олимпийцев. В результате дебатов было принято решение, что соревноваться на Олимпиадах должны любители. Под ними подразумевались спортсмены, которые никогда не сражались за денежный приз или против профессионалов, а также не работали оплачиваемыми тренерами. С тех пор условия статуса «любитель» неоднократно менялись и регулярно нарушались.
К примеру, сборная СССР по хоккею выиграла семь «любительских» Олимпиад. Ее костяк обычно составляли игроки московского ЦСКА, по документам служившие в армии, но по факту являвшиеся профессиональными хоккеистами. Насмотревшись на успехи советских «любителей», тогдашний президент НХЛ Кларенс Кэмпбелл вместе с представителями правительства Канады в 1969 г. нанес визит в офис IIHF с целью продавить решение о допуске профи хотя бы на чемпионаты мира. Переговоры увенчались успехом: IIHF позволила сборным иметь в составе девять профессионалов на турнирах под ее эгидой.
Но во многих европейских сборных остались недовольны инициативой НХЛ, опасаясь, что за такие вольности хоккей лишится места в олимпийской программе. На лигу пожаловались президенту Международного олимпийского комитета (МОК) Эйвери Брендеджу, который сам переговорил с IIHF. После паузы почти в полгода федерация не только отменила первоначальное решение, но и лишила Канаду права проведения чемпионата мира – 1970.
Канадцы чувствовали себя обманутыми и решились на бойкот: до 1977 г. хоккеисты этой страны не участвовали в соревнованиях IIHF, а также пропустили Олимпиады в Саппоро-1972 и в Инсбруке-1976.
Первые ласточки
«В середине 1970-х хоккей за океаном стремительно укреплялся в статусе масштабной бизнес-империи, – рассказывает «Ведомости. Спорту» исследователь игровых видов спорта и преподаватель Американской спортивной академии Раймонд Холл. – Плюс блистательно показывал себя Уэйн Гретцки. МОК и IIHF просто не могли игнорировать набирающую популярность лигу и захотели возобновить диалог. Но в НХЛ не спешили сближаться. Не только из-за старых обид, но и из уважения к зрителю. Тогда на 75% выросли продажи сезонных абонементов, поэтому на несколько недель лишать болельщиков зрелища и терять деньги ради второстепенных турниров никто не собирался».
По словам Холла, резкими заявлениями лига ясно обозначила клубам и игрокам, что вопрос с Олимпиадой решит сама. «Приоритеты были расставлены четко: сначала внутренние соревнования,а уже потом все остальное, – добавляет Холл. – Но сложность заключалась в том, что сами хоккеисты хотели ездить на Игры. Они прекрасно понимали, что взять на них медаль очень престижно».
Перед Олимпиадой-1988 в Калгари президент IIHF Гюнтер Сабецки через СМИ пояснил, что дорога профессионалам на международные соревнования официально открыта. «Больше нет ограничений, – подчеркнул он, выступая на ТВ. – Если Канада хочет, может привозить Гретцки и всех остальных. Предлагаю больше не ворошить прошлое».
В итоге на Олимпиаде-1988 за Канаду сыграли первые энхаэловцы: защитник «Виннипега» Тим Уоттерс, нападающий «Ванкувера» Стив Тамбеллини и форвард «Калгари» Джим Пеплински. «Перед Играми-1992 сформировалось два лагеря из игроков, которые хотели поехать на Олимпиаду, – отмечает Холл. – Первый составляли опытные хоккеисты НХЛ, которые были намерены отпрашиваться у своих клубов. А во втором, гораздо более многочисленном, находились выбранные на драфте новички, которые хотели сначала выступить на Играх и лишь потом подписать контракт. В этот лагерь входили будущие звезды [швед] Петер Форсберг, [финны] Саку Койву, Теему Селянне, [канадец] Пол Кария. Они подозревали, что любая Олимпиада может стать для НХЛ последней. Никто не хотел рисковать».
Контрактные баталии
К Играм-1998 был найден долгожданный компромисс: лига делала официальную паузу ради Олимпиады, а МОК брал на себя все расходы по перелету, проживанию и страховке. По разным оценкам, общая сумма составляла $13–15 млн. «Тогда-то и начались так называемые контрактные баталии, – объясняет «Ведомости. Спорту» пожелавший остаться анонимным экс-игрок сборной России, выступавший на Олимпиаде-1998. – Когда эта тема обсуждалась кулуарно среди хоккеистов, говорили о $20–22 млн за поездку. И это не считая выставочных мероприятий, обслуживать которые тоже должен был МОК с партнерами. И немного наивно думать, что такой подход оправдан, поскольку НХЛ из-за паузы серьезно проседает в финансах. Чушь полная. Количество матчей в сезоне ведь не сокращается. Плюс Олимпиады обычно проходят в феврале, когда лига и так планирует перерыв на Матч звезд».
По словам собеседника «Ведомости. Спорта», в XXI в. многое в вопросе поездки НХЛ на Олимпиаду завязано не столько на деньгах, сколько на привлекательности места проведения Игр. «Когда очень надо, принимающая сторона всегда найдет спонсоров, подсуетится, – говорит он. – За счет присутствия НХЛ расходы могут окупиться. Но одно дело – Италия (примет Игры-2026. – «Ведомости. Спорт»), страна с серьезным опытом проведения Олимпиад. А если речь про Китай в разгар очередной волны пандемии или забытый богом город в Корее, шансы на приезд лучших хоккеистов мира мизерные. Не стоит поливать боссов лиги грязью в ситуациях, когда и так всем все очевидно».
Нынешний комиссар НХЛ Гэри Беттмен, оценивая в эфире канала ESPN пять предыдущих Олимпиад, заявил, что лига не извлекла из них «ровным счетом никакой пользы». Также он отметил, что МОК за счет НХЛ заработал больше $2 млрд, а лига «довольствовалась редкими баннерами на трибунах в поддержку отдельных игроков». Беттмен подчеркнул, что МОК «чересчур тщательно охраняет свою интеллектуальную собственность», забирая все маркетинговые права без учета мнения других участников глобального спортивного рынка.
Стечение обстоятельств
Если НХЛ отпустит игроков на Олимпиады 2026 и 2030 гг., участие в них сборной России это не гарантирует. С февраля 2022 г. национальная команда отстранена от турниров под эгидой IIHF, НХЛ разорвала все контакты с российской стороной и закрыла официальный сайт на русском.
«Я живу и работаю в Америке, но не думаю, что функционеры НХЛ развили олимпийскую тему специально, чтобы попасть в нужное политическое русло и как бы от себя навредить России, – говорит Холл. – Уверен: это не более чем стечение обстоятельств. Русские в НХЛ – это реальная сила, на которую точно будет спрос у фанатов по всему миру».
В начале февраля 2024 г. глава Ассоциации игроков НХЛ (NHLPA) Марти Уолш в разговоре с The Athletic заявил, что лига займется решением вопроса о возвращении российских игроков на международную арену. «Они не создавали эту ситуацию с Украиной, – подчеркнул Уолш. – Мы будем решать вопрос о том, чтобы они играли на международном уровне, надеюсь, в позитивном ключе. Хоккейный мир и, безусловно, весь мир выиграет от того, что лучшие будут играть против лучших».
Основатель Union Hockey Agency и агент по работе с хоккеистами из России, Центральной Европы, США и Канады Николай Толоконников считает, что надеяться на что-то пока преждевременно. «Для спортсменов игра за сборную и победа на Олимпиаде – это мечта и великая мотивация. Но реальность требует терпения, пока мир не придет в нормальное состояние, – считает Толоконников. – Я верю, что все придет к стабилизации и наши ребята вернутся на международную арену. Необходимо ждать и работать дальше. Федерация хоккея России старается организовать международные турниры для наших хоккеистов, что, несмотря на сложности, является большим плюсом»