Романцеву 70: как тренер в 35 лет оформил первое чемпионство со «Спартаком»

    Титул 1989 года стал последним в советской истории клуба
    Романцев взял чемпионский титул со «Спартаком» в дебютном сезоне
    Романцев взял чемпионский титул со «Спартаком» в дебютном сезоне /ITAR-TASS

    Сегодня, 4 января, одному из самых успешных тренеров в российской истории Олегу Романцеву исполнилось 70 лет. Под его руководством «Спартак» выиграл восемь чемпионатов России. Всего же в коллекции Романцева-тренера девять золотых медалей. Свой первый титул он завоевал еще в чемпионате СССР 1989 г. – в дебютном сезоне во главе популярной московской команды. Вспоминаем, как Романцев начинал в «Спартаке».

    Кто сделал Романцева тренером и привел в «Спартак»

    Романцев стал тренером не сразу после завершения профессиональной карьеры футболиста. Он закончил играть в 1983 г. в возрасте всего лишь 29 лет. Возглавлявший тогда «Спартак» Константин Бесков больше не рассчитывал на защитника, который, по его мнению, растерял форму из-за травмы голеностопа. Романцев получил два образования – спортивное и юридическое, планировал заняться преподавательской деятельностью. Убедил его пойти в тренеры тогдашний начальник «Спартака» Николай Старостин.

    «В конце 1983 г. Старостин позвал меня на разговор. «Олег, ты должен тренировать». – сказал он. – «Есть команда, называется «Красная Пресня». Иди работать туда. И Жору Ярцева в помощники возьмешь». Я попробовал возразить: «Какой из меня тренер? Я об этом и не думал никогда». Но Старостин был непреклонен: «Ты был капитаном. Значит умеешь общаться с людьми. А это самое главное». Словом, «укатал» меня. Все решилось в одном разговоре», – рассказывал Романцев в своей книге «Правда обо мне и «Спартаке».

    Романцев возглавил московскую команду «Красная Пресня», выступавшую во Второй лиге чемпионата СССР. Там под его руководством начинали играть Василий Кульков и Александр Мостовой – будущие звезды «Спартака». Молодой тренер провел четыре сезона в «Красной Пресне», а в 1988 г. пошел на повышение. Возглавил «Спартак» из Владикавказа (тогда еще Орджоникидзе), который играл в Первой лиге. Но в Северной Осетии Романцев задержался всего на сезон. Уже в январе 1989-го состоялось его возвращение в столицу.

    Для московского «Спартака» сезон-1988 получился неудачным. Команда не сумела защитить чемпионский титул и финишировала только на четвертом месте в чемпионате СССР. Отношения Бескова со Старостиным испортились – между тренером и начальником был серьезный конфликт. В результате Бескова, возглавлявшего «Спартак» на протяжении 12 лет, отправили в отставку. На его месте Старостин видел 35-летнего Романцева, несмотря на то, что тот не имел опыта работы на высоком уровне.

    «Был конец 1988 г. Старостин вызвал меня в Москву. Сказал: «Есть разговор, прилетай»… Я сначала думал, что меня хотят видеть помощником. Что вместо Бескова обязательно поставят какую-то сильную фигуру вроде Нетто. А я буду помогать в тренировочном процессе. Мне некоторые тогда так и говорили: «Ты будешь проводить тренировки, а главным тренером будет человек-икона». Но Николай Петрович, когда я спросил его об этом по прилету в Москву, сказал: «Нам никакой иконы не нужно – ты будешь главным тренером», – вспоминал Романцев в своей книге беседу со Старостиным.

    Романцев не хотел идти на «живое место» Бескова, но Старостин сообщил – вопрос с отставкой Константина Ивановича уже решен. Однако кандидатуру нового тренера еще должны были утвердить своим голосованием игроки «Спартака». Помимо Романцева команду могли принять другие спартаковские легенды – Игорь Нетто и Евгений Ловчев, а также бывший помощник Бескова Федор Новиков и Юрий Семин. Тем не менее Старостин сделал все возможное, чтобы на выборах победил его фаворит. В результате футболисты единогласно проголосовали за Романцева, с которым некоторые из них играли вместе еще в первой половине 1980-х.

    «Когда ждал результатов, абсолютно не волновался – выберут меня или нет, – признавался Романцев. – Верней, даже не так: боялся, что выберут. Очень уж не хотелось бросать «Спартак» из Орджоникидзе. Там такая компания собиралась – душевная, грамотная. Я не хотел ее покидать. А здесь – совершенно иные требования. Пресс со всех сторон: «Кого это берут вместо Бескова? Кто он такой? Молодой еще – какой ему «Спартак»?

    В межсезонье-1989 в составе «Спартака» произошло несколько важных изменений. За границу уехали игроки сборной СССР – вратарь Ринат Дасаев и защитник Вагиз Хидиятуллин. Ушли еще несколько футболистов, не имевших стабильного места в основе. В то же время при Романцеве в команду вернулась целая группа экс-спартаковцев, которые не пригодились Бескову – Станислав Черчесов и Сергей Базулев из «Локомотива», Геннадий Морозов и Борис Поздняков из московского «Динамо», Алексей Прудников из «Торпедо», Борис Кузнецов из «Ротора», Владимир Сочнов из «Знамени труда». Романцев привел с собой Кулькова, с которым работал и в «Красной Пресне», и в Орджоникидзе. Кроме того, новый тренер оставил в «Спартаке» шесть-семь футболистов, находившихся у Бескова в списке на отчисление. Среди них был нападающий Валерий Шмаров – будущий автор «золотого» гола сезона-1989.

    Первое поражение могло стоить Романцеву профессии

    Официальный дебют Романцева состоялся 13 марта в домашнем матче чемпионата СССР с «Жальгирисом». Эта игра проходила в закрытом помещении – на искусственном поле спорткомплекса «Олимпийский» и собрала 26 500 зрителей. Еще до игры Романцев почувствовал, насколько велико давление на тренера «Спартака».

    «Перед матчем с литовцами заходит ко мне Старостин и говорит, что если мы сегодня проиграем, то у нас с тобой отберут партийные билеты, что означало получение черной метки на всю жизнь. О профессии речи быть не могло, и это я уже молчу о том, что могли не взять на работу изгнанного из партии. И я только тогда понял, как рисковал Старостин… Если бы отобрали партийный билет у эпохального человека, то получилось бы нехорошо» – рассказывал Романцев.

    Молодой тренер решил не сообщать о случившемся игрокам, чтобы не оказывать на команду дополнительного давления, и «Спартак» сыграл великолепный матч. Мяч уже на восьмой минуте забил Федор Черенков, который провел блестящий сезон-1989 и был признан лучшим футболистом года в СССР. А во втором тайме Шмаров, Мостовой и нападающий Сергей Родионов (ставший в итоге лучшим бомбардиром чемпионата с 16 голами) сделали своими голами победу москвичей крупной – 4:0.

    «Спартак» с первых туров захватил лидерство и не отдавал его до конца чемпионата. Вторая игра с минским «Динамо», проходившая в том же СК «Олимпийский», получилась одной из самых драматичных для команды Романцева в «золотом» сезоне. После почти что часа игры хозяева уступали в счете 0:2, но автогол соперника и дубль Родионова принесли «Спартаку» волевую победу – 3:2.

    «При Бескове мы были скованными, – объяснял в книге Романцева полузащитник того «Спартака» Сергей Новиков. – Ходили как роботы. Пример: Бесков запрещал играть в домино – Романцев разрешил. И даже сам иногда садился с нами. Не запрещал строго и карты – просил только, чтобы не играли в день матча. В общем, Иваныч сбросил с нас груз психологической напряженности. И команда побежала».

    Затем спартаковцы выдали четыре матча на ноль (две «сухие» победы и две ничьих), а в седьмом туре играли на выезде со своим главным, как казалось, конкурентом и самым принципиальным соперником киевским «Динамо». Встреча на Республиканском стадионе в столице Украины собрала 100 000 зрителей. «Спартак» выдал один из лучших матчей под руководством Романцева: благодаря голам Шмарова, Мостового и дублю Родионова москвичи к 72-й минуте выигрывали со счетом 4:0. Команда Валерия Лобановского смогла ответить только «голом престижа» в концовке.

    «Важную роль в чемпионском сезоне сыграла гостевая победа над киевским «Динамо», – писал в своей книге Романцев. – Больше всего запомнился даже не счет, а реакция местных болельщиков. Они проводили нас аплодисментами. Для меня это стало неожиданностью. Никогда прежде на моей памяти на «Спартак» в Киеве так не реагировали. Обычно мы слышали в свой адрес свист и оскорбления. А тут нам аплодировали стоя».

    После победы в Киеве «Спартак» сыграл еще четыре матча на ноль (одна ничья и три победы с минимальным счетом), а свою беспроигрышную серию со старта чемпионата продлил до 12 матчей. Первое поражение случилось только в 13-м туре – от «Днепра» в Днепропетровске. «Спартак» не забил, а единственный мяч пропустил за 15 минут до финального свистка. «Днепр» в итоге и оказался основным конкурентом команды Романцева. Поражение в Днепропетровске стало единственным для «Спартака» за весь первый круг, который москвичи завершили с отрывом в три-четыре очка от ближайших преследователей. В 1980-е за победу давали два очка, а не три, как в современном футболе.

    «Первый сезон был самым трудным для меня в «Спартаке» – как в эмоциональном плане, так и в физическом. Я тогда практически не спал. Два-три часа покемарю, а потом работать. Готовился к своей тренировке, просматривал матчи соперников... Иногда отсматривал по три-четыре игры, не спал двое суток, чтобы в итоге вычленить для себя один небольшой нюанс, который мог пригодиться моим игрокам для победы. Я обращал внимания на все детали: кто куда делает передачи, с какой ноги, кто кого ищет на поле. Наверное, многое было лишним», – рассуждал Романцев.

    Как команда Романцева стал чемпионом благодаря «золотому» голу киевскому «Динамо»

    Тяжелейший тренерский труд давал результат. У «Спартака» не все получалось в первый год работы Романцева. Например, из Кубка СССР сезона 1988/89 команда выбыла в мае, уступив в четвертьфинале тбилисскому «Динамо» в Грузии – 0:2. А выступление в Кубке СССР сезона 1989/90 «Спартак» завершил уже в ноябре, проиграв в 1/8 финала по сумме двух матчей минскому «Динамо» (2:1 дома и 0:1 в гостях). Тем не менее в чемпионате страны команда Романцева уверенно шла к золотым медалям.

    После неудачи в Днепропетровске «Спартак» выдал новую беспроигрышную серию из 10 матчей. Взял реванш у «Днепра», победив в Москве со счетом 2:1. Впрочем, уже в той августовской игре тренер видел, что у команды наступает спад. Романцев признал – во втором тайме соперник имел большое преимущество и «Спартак», что называется, «отскочил». А потом на стыке лета и осени лидер чемпионата угодил в черную полосу – три тура без побед и забитых мячей. Спартаковцы сыграли нулевые ничьи с «Памиром» в Душанбе и «Араратом» в Ереване, уступили дома тбилисскому «Динамо» со счетом 0:1.

    Романцев объяснял: «Вдруг попадаем в яму... И главное – все по делу. Вижу – команда не бежит. Ребята занервничали. Я тогда разговаривал с некоторыми игроками. Например, с Родионовым. «Иваныч, вообще сил нет, никаких. Хочу одного – чтобы этот сезон закончился, и неважно как», – сказал он».

    По словам Романцева, «Спартаку» помог выйти из кризиса нестандартный ход, который предложили сами игроки. В течение нескольких дней команда вместо тренировок выезжала на автобусе в лес, где футболисты работали по желанию. Кто-то бегал, кто-то просто прогуливался. Лидеры чемпионата ненадолго забыли о мяче. Эмоциональная перезагрузка дала нужный эффект – команда снова побежала.

    «Спартак» одержал победы над «Шахтером» и минским «Динамо», сыграл вничью с «Локомотивом». За два тура до финиша сезона-1989 москвичи опережали «Днепр» на три очка. Одной украинской команде в борьбе за золото могла помочь другая: в 29-м туре спартаковцы принимали на Центральном стадионе имени Ленина (в нынешних «Лужниках») киевское «Динамо». В случае поражения лидера и собственного успеха «Днепр» сократил бы отставание от команды Романцева до одного очка, а в 30-м туре москвичей ждал непростой выезд к «Жальгирису» в Вильнюс. В то же время победа делала «Спартак» чемпионом.

    Матч с киевлянами начался очень плохо для хозяев. «Спартак» пропустил уже на третьей минуте – голкипер Черчесов и защитник Базулев не разобрались после обычного выноса, и Олег Протасов вывел «Динамо» вперед. Однако при поддержке 60 000 болельщиков москвичи перевернули игру. На исходе часа матча Евгений Кузнецов сравнял счет, а на 90-й минуте Шмаров забил легендарный «золотой» гол, который спартаковские болельщики вспоминают до сих пор. Нападающий поразил ворота ударом со штрафного в «девятку» с 22-23 метров.

    «Обычно Родионов исполнял все штрафные, а тут спросил: «Ребята, кто может пробить? У меня уже сил нет». Чуть-чуть обманули киевлян: Морозов ставил мяч, Боря Поздняков стенку толкал – метров на шесть или семь только отодвинул, а я пробил. Удар получился хороший – не зря полгода в Тарасовке тренировал. Левши не было в команде – вот и занял эту нишу», – делился секретом исполнения идеального штрафного Шмаров.

    Так «Спартак» выиграл чемпионский титул в дебютный сезон под руководством Романцева. Это было последнее советское золото в истории столичного клуба. В 30-м туре «Спартак» проиграл «Жальгирису» (1:2) в матче, который уже ничего не решал. По итогам сезона-1989 в список 33-х лучших футболистов СССР вошли сразу восемь спартаковцев: Черчесов, Черенков и Родионов – под первым номером, Евгений Кузнецов и Шмаров – под вторым, а Кульков, Геннадий Морозов и Игорь Шалимов – под третьим. Помимо того, Шмаров получил приз за самый красивый гол года.

    Романцев писал в своей книге, что первое золото – самое эмоциональное в его тренерской карьере. Олег Иванович рассказывал о пережитом октябрьским вечером 1989-го: «Когда Шмаров забил, у меня все поплыло перед глазами. Не особенно помню, что я делал в те секунды, о чем думал. Конечно, меня качали. Какие мысли в такой момент? Скорей бы отпустили!»

    Материал предоставлен «Рейтингом букмекеров»