30 лет назад случился один из главных скандалов в истории российского футбола
«Письмо четырнадцати» оставило сборную без ведущих игроков перед ЧМ-199417 ноября исполняется 30 лет знаменитому «Письму четырнадцати». Тот конфликт с участием игроков сборной России был одним из самых громких скандалов в истории российского футбола. Он сломал команду, которая могла выстрелить на чемпионате мира 1994 г., а в итоге потерпела неудачу.
Колосков давил на игроков. Шалимов требовал назначить Бышовца
ЧМ-1994 стал первым крупным турниром для России после распада СССР. Национальную команду перед стартом отборочного цикла возглавил Павел Садырин – успешный тренер, выигрывавший золотые медали чемпионата с «Зенитом» и ЦСКА. Квалификацию российская сборная прошла легко: за тур до финиша лидировала в группе с Грецией, Исландией, Венгрией и Люксембургом и досрочно обеспечила себе путевку в финальную стадию мирового первенства.
Гром грянул после заключительной игры отборочного цикла с Грецией в Афинах. Несмотря на то, что эта встреча ничего не решала, сборная России потерпела обидное поражение со счетом 0:1 и отдала первое место в группе грекам. По окончании матча прямо в раздевалке тогдашний президент Российского футбольного союза (РФС) Вячеслав Колосков жестко раскритиковал футболистов за качество игры, а, кроме того, заявил, что на чемпионат мира не поедут те, кто не соблюдают подписанный спонсорский договор с Reebok и не выходят на поле в бутсах этой компании.
«Олимпийский комитет страны заключил контракт с компанией Reebok, по которому восемь футболистов сборной должны были играть в бутсах, которые выпускает эта фирма. На деле же в данной обуви играли три-четыре человека, – писал Колосков в своей книге «В игре и вне игры». – За нарушение договора фирма оштрафовала нас на кругленькую сумму. Так что мы лишились денег, которые должны были идти нашей команде в качестве премиальных. Для игроков это был чувствительный удар по карману. Не составило труда выяснить, почему некоторых футболистов не устраивал Reebok: у них были так называемые индивидуальные, хорошо оплачиваемые контракты с другими фирмами».
По словам Колоскова, за попадание на чемпионат мира каждый футболист сборной России получал премиальные в размере $20 000. К слову, предусмотрено было вознаграждение и за победу на самом ЧМ-1994. В случае успеха игроки заработали бы по $100 000.
Это выступление руководителя РФС и спровоцировало развитие конфликта. Тем же вечером группа футболистов сборной России во главе с полузащитником Игорем Шалимовым, выступавшим за миланский «Интер», собралась в номере отеля Hilton и договорилась написать открытое письмо на имя советника президента РФ по спорту Шамиля Тарпищева. Вскоре этот документ опубликовали. В нем помимо критики в адрес РФС было требование о замене главного тренера сборной России Павла Садырина на Анатолия Бышовца.
«Мы, игроки национальной сборной России по футболу, понимая всю возложенную на нас ответственность за выступление команды на чемпионате мира 1994 г. в США, считаем недозволительным повторение ошибок, ранее неоднократно допущенных федерацией футбола, – организационные просчеты, финансовые манипуляции, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение сборной, что уже не один раз отрицательно влияло на качество ее выступлений», – говорилось в письме.
Авторы называли Садырина «неплохим клубным тренером», но не верили, что он справится в сборной. «Главное, что беспокоит нас сегодня, это тренировочный процесс и методы подготовки тренера сборной Садырина, которые, по нашему мнению, не соответствуют уровню работы с главной командой России. Достигнутый же сборной результат – выход в финальную часть чемпионата мира 1994 г. – это инерция команды, созданной ее бывшим тренером А. Ф. Бышовцем к чемпионату Европы 1992 г.», – отмечалось в письме.
Садырин возглавил сборную России после Евро-1992, на котором национальная команда (тогда еще под названием СНГ) под руководством Бышовца сыграла вничью с Германией и Нидерландами, но не вышла из группы после поражения в последнем туре от Шотландии со счетом 0:3. Садырин успешно тренировал на клубном уровне, поэтому получил предложение принять новую сборную России. Поражение от греков было единственным при нем за весь отборочный цикл ЧМ-1994.
Авторы письма выдвинули три требования:
1. Работу со сборной России должен вести и готовить ее к выступлениям на чемпионата мира 1994 г. в США Анатолий Бышовец.
2. Должны быть изменены условия материального вознаграждения за выход в финальную часть чемпионата мира.
3. Незамедлительно должно быть улучшено материально-техническое обеспечение сборной команды страны.
Под документом стояли подписи 14 футболистов – Шалимова, Игоря Добровольского, Андрея Канчельскиса, Сергея Кирьякова, Игоря Колыванова, Василия Кулькова, Валерия Карпина, Юрия Никифорова, Андрея Иванова, Сергея Юрана, Виктора Онопко, Дмитрия Хлестова, Александра Мостового и Олега Саленко.
Некоторые игроки сборной России, которым также предлагали подписать письмо, отказались это сделать. Против РФС и главного тренера не стали выступать Александр Бородюк, Сергей Горлукович, Дмитрий Галямин, Дмитрий Попов, Дмитрий Радченко, а также вратари Станислав Черчесов и Дмитрий Харин.
«На мой взгляд, абсурдно сравнивать нас с Западом, – говорил Шалимов, комментируя «Письмо 14». – Не припоминаю случая, чтобы не встречали футболистов, приезжающих в сборную, чтобы жили они на базе при температуре минус два и спали в спортивных костюмах. И футболок на шесть тренировочных дней там тоже дают не по одной в руки. Тем более, если есть контракт с такой фирмой, как Reebok».
Кроме того, Шалимов объяснил, почему игроки сборной России выступили против Садырина. Главной причиной оказалось то, что тренер не поддержал футболистов в конфликте с Колосковым. «Садырин нас предал, – утверждал полузащитник. – Он знал о нашем нежелании играть в бутсах фирмы и дал соответствующее обещание. Однако оказался в числе людей, подписавших контракт с ней. А в этом соглашении сказано, что с 94-го года футболисты в сборной должны вступать только в Reebok. Между тем, часть игроков имеет ряд индивидуальных контрактов. И они понесут финансовые потери».
Футболистам сборной России, имевшим индивидуальные контракты с другими поставщиками экипировки, была выделена компенсация в размере $100 000 на всех. Шалимов назвал эту сумму «смешной». Полузащитник заявил, что Бышовец в отличие от Садырина «не предал бы игроков».
Еще один из главных участников бунта полузащитник Добровольский рассказывал об уступках, на которые пошли футболисты сборной России, учитывая непростую финансовую ситуацию в РФС в начале 1990-х: «За выход на чемпионат мира 50% премиальных от ФИФА шли на команду, остальные 50% – РФС. Колосков нас попросил, чтобы мы согласились получить 10% , а 90% пошли бы на нужды футбольной федерации, так как она только сформировалась, ей нужно было содержать много команд и так далее. В то же время игрокам разрешили подписывать личные контракты с бутсами. Пришли к компромиссу».
По словам Добровольского, после матча с Грецией этот договор был нарушен, а главный тренер сборной поддержал Колоскова. «Колосков сказал, что контракт с фирмой подписал еще и наш главный тренер Садырин. Мы у него спрашиваем: «Пал Федорович, это правда?» Хотя знали, что он этого не делал. А Садырин ответил утвердительно: «Да, я подписал»… Нам было абсолютно все равно, кто будет нас тренировать. Мы просто больше не хотели работать с Садыриным. Из-за ситуации в раздевалке после матча в Греции. Мы же бились за него, а он…».
Садырин вернул половину «отказников». Сборная провалила чемпионат мира
Ситуация с «Письмом 14» получила развитие благодаря Тарпищеву. Он передал копию письма Колоскову и предложил собрать исполком РФС для обсуждения ситуации. Заседание состоялось 7 декабря – исполком поддержал Садырина. А в конце декабря состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали сам Тарпищев, группа игроков, написавших «Письмо 14», а также представитель РФС Александр Тукманов. Последний подтвердил, что сборную России к ЧМ-1994 будет готовить Садырин, но в то же время согласился с тем, что претензии футболистов к финансово-организационным вопросам справедливы.
В сборной России помимо всего прочего задерживали премиальные, и эта проблема длилась годами. На следующем крупном турнире Евро-1996 в похожей ситуации окажется новый тренер национальной команды Олег Романцев. Из-за денежных вопросов у него возникнет конфликт с тем же Шалимовым.
По мнению Садырина и его ассистента Бориса Игнатьева, за «Письмом 14» стоял Бышовец, который хотел занять место главного тренера сборной России и повезти ее на ЧМ-1994. Именно его Павел Федорович назвал автором документа: «С легкой руки бывшего тренера сборной и его верного оруженосца – редактора некогда популярного еженедельника, потерявшего возможность всюду за границей следовать за сборной [журналиста Олега Кучеренко], над подписями игроков на чистом листе бумаги появился текст петиции, составленной по старому большевистскому стандарту, на имя людей из окружения президента. Говорят, письму дали ход, и «дело» нашей общественной организации, каким является РФС, завертелось на государственном уровне».
Нападающий Саленко, первым отказавшийся от своей подписи в «Письме 14», подтвердил, что после разговора в номере отеля футболистам раздали чистые листы, на которых они расписались. Олег утверждал, что он не хотел отставки Садырина. Именно этот тренер дал нападающему путевку в большой футбол: в марте 1986 г. на тот момент 16-летний Саленко дебютировал в «Зените» под руководством Павла Федоровича.
«Да, мы подписались на одном чистом листе – сказал Саленко. – Сидели, разговаривали в номере после игры. Звучали претензии только в адрес РФС по поводу бутс и премиальных. Больше – ничего! Про снятие Садырина никто ничего не говорил! Иначе я бы не подписался. Поэтому, когда в письме вдруг появился этот пункт о главном тренере, о назначении Бышовца, я сразу отказался от своей подписи».
В 1994 г. сборная России продолжила подготовку к чемпионату мира без подписавших «Письмо 14» футболистов (за исключением возвращенного в команду Саленко). В январе-феврале команда Садырина отправилась на товарищеские матчи в Америку, где и проводился чемпионат мира. Российская сборная в обновленном составе выглядела очень неплохо – сыграла вничью с США (1:1) и разгромила Мексику (4:1). А в марте Россия не уступила в спарринге с Ирландией (0:0) в Дублине.
Тем не менее руководство РФС и тренерский штаб не оставляли попыток договориться с «отказниками» об их возвращении в сборную перед ЧМ-1994. Вскоре в национальную команду вернулся Юран, который также сообщил, что все его претензии касались организационно-финансовых вопросов, а с тренером Садыриным он готов работать.
В апреле 1994-го, перед товарищеским матчем с Турцией, за национальную команду согласились выступать все отказавшиеся ранее игроки «Спартака» (Никифоров, Онопко, Хлестов, Иванов), за исключением Карпина. А к спаррингу со Словакией в мае получилось уговорить и нынешнего главного тренера сборной России. Помимо Карпина поменял свою позицию ради выступления на чемпионате мира Мостовой, игравший тогда во Франции за «Кан». И Турцию, и Словакию команда Садырина победила – соответственно 1:0 и 2:1, так что к ЧМ-1994 подходила в достаточно хорошем состоянии.
Только шесть игроков не отказались от своей подписи – Шалимов, Добровольский, Канчельскис, Кирьяков, Колыванов и Кульков. Некоторые из них упустили единственный за всю карьеру шанс сыграть на чемпионате мира. Если Шалимов и Добровольский были в заявке сборной СССР на ЧМ-1990, то остальные четверо стали бы дебютантами мирового первенства. А на чемпионат мира 1998 г. сборная России не попала.
Тем не менее атмосфера внутри команды оставляла желать лучшего. Некоторые игроки, занявшие места ушедших футболистов, рассчитывали играть на ЧМ-1994. Но с возвращением «отказников» одни теряли места в основе, а другие получали. По словам Горлуковича, он сразу понял, что «ничем хорошим это не закончится». В обновленной команде игроки бились за Садырина, и тем составом сборная России могла бы выступить в США успешнее.
На ЧМ-1994 сборной России не повезло и с жеребьевкой: команда попала на будущего чемпиона мира Бразилию, обладателя бронзы Швецию и четвертьфиналиста предыдущего чемпионата мира Камерун.
Россия стартовала на ЧМ-1994 с поражения от Бразилии – 0:2, а во втором туре уступила и Швеции со счетом 1:3. В третьем туре команда Садырина разгромила Камерун (6:1) благодаря рекорду Саленко: Олег стал первым и до сих пор единственным футболистом, забившим пять мячей в одном матче чемпионата мира. Но этой победы сборной не хватило, чтобы выйти в плей-офф. Россия финишировала на третьем месте в группе с тремя очками.
Колосков в своей книге написал о том, что эта история подорвала здоровье Садырина, который рано ушел из жизни из-за онкологического заболевания – в 2001 г. Супруга Павла Федоровича Татьяна вспоминала реакцию своего мужа на события осени 1993-го: «Он простил их всех. Потом, когда немножко все улеглось, сказал, что зла ни на кого не держит. Там ведь помимо самих «подписантов» были какие-то закулисные люди, и Пал Федорыч это прекрасно понимал. Единственное, повторял: «Ну как можно в такой ответственный момент подвести, бог с ним, меня как тренера, но сборную страны?.. Ну как же можно вот так себя погубить как футболиста?»
Сразу после ЧМ-1994 Садырин подал в отставку с поста главного тренера сборной России.
Материал предоставлен «Рейтингом букмекеров»