Перфоманс года: матч команды блогеров 2Drots с «Динамо» собрал 22 000 зрителей
Медиафутбол продолжает завоевывать новую аудиториюОтсутствие еврокубков, отъезд сильных легионеров, введение паспорта болельщика в Премьер-лиге (РПЛ), затянувшийся возврат пива на стадионы – последние два сезона российский футбол сталкивается с серьезными вызовами. Клубы РПЛ ищут новые способы мотивировать игроков и болельщиков. Например, «Динамо» уже два сезона подряд играет с медиафутбольными командами. Летом 2022 г. клуб устроил шоу в матче с «Амкалом»: победил 5:0, выпустил на поле нападающего «Вашингтон Кэпиталз» Александра Овечкина и собрал на трибунах 15 000 зрителей. В ноябре 2023-го товарищеский матч «Динамо» с 2Drots, и вовсе поставил рекорд – на «ВТБ Арену» пришло 22 244 болельщиков (при вместимости 25 700). Так много в этом сезоне трибуны «ВТБ Арены» не собирали.
Не товарищеская встреча
На матч «Динамо» с 2Drots пришло больше, чем на любую домашнюю встречу бело-голубых в сезоне 2023/24. Повышенный интерес отчасти связывают с тем, что на входе не требовалась карта болельщика. Впрочем, это точно не единственная причина ажиотажа. Месяцем ранее на кубковое дерби со «Спартаком» пришли чуть больше 18 000, а в этом турнире Fan ID тоже не спрашивают. При этом обе встречи выпали на будни, к тому же в конце ноября в Москве было намного морознее, чем в октябре.
Матч с 2Drots не стал очередной контрольной встречей, нужной лишь для того, чтобы закрыть брешь в календаре. «Динамо» превратило его в большое медийное событие. Игру предварял промо-ролик, стилизованный под гонконгский фильм «Убойный футбол» из 2001 г., – в нем снялись комик Нурлан Сабуров и нападающий Федор Смолов. За неделю до матча игроки 2Drots тренировались в Турции – сборы для команды оплатило «Динамо». Подготовились и тренеры: работающий с бело-голубыми 46-летний Марцел Личка и 58-летний наставник 2Drots Дмитрий Кузнецов отыграли первые девять минут. За хозяев также выступали тренер «Динамо»-2 Владимир Рыков и полузащитник «Амкала» Герман El Classico.
Перед стартовым свистком показали световое шоу, которое прекрасно бы смотрелось и в РПЛ, а после игры команды поучаствовали в «буллиталити» – серии буллитов и пенальти, которую внедрили в медиафутболе еще летом 2022 г. Схема такая: к судье подходят по игроку от каждой команды, арбитр бросает жребий, чтобы определить, как нужно исполнить удар – с точки или пробежав с мячом из-за пределов штрафной. Перед каждой парой футболистов жребий бросают снова.
Встречу «Динамо» и 2Drots показывали по «Матч ТВ» и на YouTube. В интернете она собрала больше 600 000 зрителей, а на федеральном канале трансляция замкнула топ-5 спортивных программ недели среди московских зрителей – с рейтингом 0,6% и охватом 2,5%. Впрочем, в «Динамо» оценивали встречу по совсем другим критериям, и в клубе далеко не все остались довольны тем, что профессиональная команда играла с участником Медиалиги: «Народу много, фанаты пришли, – отметил в интервью «Чемпионату» ассистент главного тренера «Динамо» Адесойе Ойеволе. – Но в целом бесполезная игра. Могли сегодня играть с командой РПЛ, а не с медиафутболом. Из 2Drots никто не удивил. С ФНЛ вообще нет смысла сравнивать. Вполне возможно, что могли сыграть с «Крыльями».
Вместе с профессионалами
2Drots – один из старейших клубов Медиалиги, крупнейшего соревнования блогерских команд в России. Турнир впервые прошел в 2022 г., а осенью 2023-м состоялся уже четвертый сезон – в число участников добавились команды из Казахстана («Уралец») и Беларуси (Dmedia). Dmedia – это партнер минского «Динамо». Такое сотрудничество уже стало для лиги распространенной практикой: некоторые профессиональные клубы поддерживают проекты, организованные фанатами-блогерами. Так под эгидой казанского «Рубина» во втором сезоне играла одноименная медиакоманда. В третьем розыгрыше дебютировала дружественная для «Спартака» «Народная команда». В ее составе – экс-игроки клуба Александр Прудников, Роман Шишкин и Никита Баженов. В том же сезоне чемпионом стала «Родина Медиа». Ее создал бывший полузащитник «Локомотива» Дмитрий Тарасов и рэпер T-Killah, а их проект поддерживает тесные связи с московской «Родиной» из Первой лиги. Осенью подключился и «Зенит» – «Чисто Питер» тренирует в прошлом капитан клуба Владислав Радимов, а на поле выходит Анатолий Тимощук.
Медиакоманды и профессиональные клубы связывают не только общие бренды и подбор игроков. Например, генеральный директор «Спартака» Евгений Мележиков год назад не исключал, что фанатский проект может стать частью единой экосистемы. Руководство «Чисто Питера» и вовсе заявило, что перед запуском защищало стратегию развития в офисе «Зенита». Благодаря сотрудничеству с клубом местные медиафутболисты проводят домашние матчи на стадионе клубной академии, а в сентябре с 2Drots сыграли на «Петровском».
Одна из целей подобного сотрудничества – привлечение аудитории. По количеству подписчиков и разнообразию контента блогерские команды заметно опережают клубы РПЛ. Челленджи, влоги и обзоры у самых известных участников Медиалиги собирают сотни тысяч просмотров. Только в YouTube у 2Drots больше 3,5 млн подписчиков – 10 раз больше, чем у «Спартака» и в пять, чем у «Зенита». Хороший футболист по меркам турнира должен не только забивать мячи, отдавать передачи или выручать в воротах, но и приносить клубу дополнительную аудиторию в соцсетях.
Месяц жизни медиаклуба обходится в 1-2 млн руб. – сумма зависит от того, идет ли сезон. «Чтобы команда играла в Медиалиге, нужны десятки миллионов рублей, – рассказал в интервью «Ведмосоти. Спорту» руководитель клуба «Чисто Питер» Илья Балакирев. – Многое зависит от того, как выступает клуб… Скажем, мы тренируемся бесплатно, но платим за аренду стадиона для проведения матчей. Основные статьи расходов точно такие же, как и у обычных клубов. Но к ним добавляются траты на создание контента».
На съемку роликов уходит заметная часть бюджета, но вложения окупаются за счет рекламных интеграций: сейчас за каждой командой закреплен беттинг-партнер – без букмекеров Медиалига вряд ли бы существовала. Поддерживая блогерские команды или организуя совместные матчи, профессиональные клубы пытаются привлечь к себе внимание новой аудитории, омолодить ее и показать, что Медиалига и РПЛ – не конкуренты, а партнеры. Их сотрудничество работает на популяризацию футбола и создает новые смыслы для российского чемпионата, когда он изолирован от мирового спорта.