«Спонсорская поддержка завязана на KPI»: сколько стоит медиафутбольный клуб

    Сооснователь «Народной команды» Алексей Усачев о том, как развивается «медийный "Спартак"»
    «Народная команда» – яркое явление в футбольной Медиалиге
    «Народная команда» – яркое явление в футбольной Медиалиге /Личный архив Алексея Усачева

    Одним из открытий недавно завершившегося четвертого сезона футбольной Медиалиги (МФЛ) стала «Народная команда». Клуб был создан лишь осенью 2022 г., но со второй попытки добрался до четвертьфинала турнира, а по средней посещаемости сравнялся с лидерами лиги – «Амкалом» и 2Drots. При этом главный критерий попадания в «Народную команду» – быть болельщиком, воспитанником или экс-игроком «Спартака». Один из создателей проекта – Алексей Усачев обсудил с «Ведомости. Спортом» бизнес-перспективы клуба и медиафутбола в целом. 

    – «Народная команда» провела два сезона в МФЛ. Как оцените динамику развития проекта?

    – Спортивную составляющую – на четверку, все-таки улучшили результат (в первом сезоне команда не вышла в плей-офф. – «Ведомости. Спорт»). И чуть-чуть не хватило, чтобы пройти в полуфинал. Еще запомнилась победа над «Сахалинцем» в 1/8 – это один из лучших матчей команды. Жаль, что лига поставила четвертьфинальную игру с Broke Boys через день, команде реально не хватило физики под конец. Но сезон все равно закончили на мажорной ноте: бились до последнего, трибуна после поражения скандировала «Молодцы!».

    В плане медийности тоже оцениваю сезон положительно. Наш контент стал интереснее, смотрибельнее. В 3–4 раза выросло количество подписчиков в соцсетях (на YouTube 21 500 подписчиков, топовые видео собирают более 200 000 просмотров. – «Ведомости. Спорт»). Наш состав пополнили известные в медиафутболе игроки, такие как Даня Крап, Иван Бара и др. Эти подписания тоже дали позитивный эффект в медиаполе.

    – Все еще ощущаете себя новичками в медиафутболе?

    – После дебютного сезона в МФЛ мы получили обратную связь от комьюнити. Нам сказали, что «Народная» гармонично вписалась в медиафутбол. Мы привели своих болельщиков, и всем понравилась наша концепция. Думаю, теперь сложно представить лигу без «Народной команды».

    – Но встраиваться было непросто?

    – Конечно, мы столкнулись прежде всего с игровыми проблемами. Ведь мы зашли в лигу с сильными, опытными командами. Да и в целом сложно было строить клуб с ограничениями по финансам и концепции и соревноваться с грандами МФЛ. Но, кстати, в первом официальном матче «Народная команда» выиграла у родоначальников медиафутбола – «Амкала».

    – Как удалось найти деньги на запуск проекта?

    – Поиск спонсоров был, наверное, самым непростым и энергозатратным мероприятием. Cначала пошли по друзьям и знакомым. В 2022 г., когда мы еще метили во второй сезон МФЛ, нашим спонсором должен был стать бизнесмен из «Москва-сити», занимающийся финтехом. К сожалению, наши дороги разошлись и во второй сезон мы не попали. К третьему мы с партнерами готовили команду на свои средства (Алексей – предприниматель, занимается торговлей спартаковской атрибутикой. – «Ведомости. Спорт»), параллельно ведя переговоры с различными компаниями. В их числе были криптовалютчики, букмекеры и частные инвесторы. В итоге к весне 2023 г. мы имели два оффера от букмекерских компаний. Остановились на Winline, поскольку они являются спонсором «Спартака» и «Фратрии» (объединение болельщиков «Спартака». – «Ведомости. Спорт»).

    – В спонсорском портфолио «Народной команды» значится не только букмекер.

    – Да, кроме титульного спонсора у нас есть крупный IT-партнер – компания «Киберпротект» (разработчик программного обеспечения. – «Ведомости. Спорт»), а также ряд более мелких спонсоров. Объемы финансирования по сравнению с третьим сезоном выросли, но незначительно. Спонсорская поддержка завязана на KPI: мы даем партнеру просмотры, каждый просмотр монетизируется, поэтому суммы от сезона к сезону разные.

    – Сколько стоит содержать клуб МФЛ?

    – Команда команде рознь. Но если ты хочешь добиться результата в медиафутболе, то затраты точно потребуются. Например, ФОТ нашей команды составляет около 1,5 млн руб. в месяц. Серьезных затрат требует и медиаконтент, это тоже выше миллиона.

    – Сколько получают футболисты в «Народной команде»?

    – От 10 000–15 000 руб. в месяц до 100 000, зависит от уровня игрока. Если футболист медийный, то он еще получает за съемку контента.

    – Как оцениваете бизнес-потенциал клуба?

    – Как высокий. Есть куда расти, есть ряд бизнес-направлений, которые мы уже развиваем. Одно из них – атрибутика. Скоро объявим о старте еще одного интересного направления.

    – Как строится взаимодействие «Народной команды» со «Спартаком»?

    – Мы в дружеских отношениях, в контакте с руководством. Футболисты клуба приходят к нам на игры, следят за «Народной», ведь мы все-таки «медийный «Спартак». Прежде всего мы сотрудничаем в медиаполе и планируем ряд совместных проектов, подробности пока раскрывать не буду.

    – Одно из самых ярких событий летнего сезона МФЛ – матч «Народной команды» против клуба «Бей Беги», созданного игроками «Спартака» Георгием Джикией и Александром Соболевым, на «Открытии Банк Арене». Как удалось реализовать такую историю?

    – Мы мечтали о матче на родном стадионе. Чудом так совпало, что игра с «Бей Беги» выпадала на 5 июня, когда стадион был свободен. Мы, лига и Winline включились, забронировали арену. Но ближе к игре появились опасения, что она не состоится на «Открытие Банк Арене» – не удавалось получить один важный разрешительный документ. За пять дней до матча мы обзвонили всех, кого только можно, на разных уровнях власти, но результата не было. Очень переживал, толком не спал два дня. В итоге только 2 июня совместно с руководством «Спартака» нам удалось все уладить.

    И это было невероятное событие для команды. Было много топовых футбольных людей, в раздевалке нас заряжал на игру сам Олег Иванович Романцев. Матч мы посвятили Георгию Александровичу Ярцеву (легендарный футболист и тренер «Спартака» ушел из жизни в июле 2022 г. – «Ведомости. Спорт»). Всего пришло 12 500 зрителей, на тот момент это был второй показатель МФЛ. Ну а по количеству активных болельщиков на той игре нас еще не скоро кто-то переплюнет.

    – В последние годы медиафутбол активно развивается. Насколько близок предел роста – спортивного и коммерческого? Есть ощущение, что вскоре проект может надоесть публике и, как следствие, спонсорам.

    – Когда мы создавали команду, мне многие говорили, что медиафутбол скоро загнется, что это явление, имеющее непродолжительный эффект. Но пока мы видим обратное: появляется все больше команд, подключается все больше футболистов. Матчи проходят на крупнейших аренах страны. Уже добавились белорусы и казахи, совершенно точно рост есть, и предел пока не виден. А коммерция будет расти параллельно с аудиторией. Да, сейчас медиафутбол держится на букмекерах, но уже слишком много людей втягивается в эту индустрию.