Сделка недели: итальянская Серия А продала телеправа до 2029 года
Вещатели остались те же, но платить будут меньшеИтальянская Серия A решила продать права на показ матчей с 2024 по 2029 гг. действующим вещателям – стриминговому сервису DAZN и телеканалу Sky. Как сообщается на портале Football Italia, на этой сделке лига заработает как минимум 4,5 млрд евро. Выплаты могут увеличиться еще на 1 млрд в случае выполнения Серией А ряда критериев эффективности – они не называются, но связаны с увеличением числа подписчиков.
До окончания срока контракта DAZN будет транслировать все десять матчей итальянского чемпионата за тур: семь из них – на исключительной основе, а остальные три – совместно со Sky. Такая же схема действует и по нынешнему контракту, заключенному в мае 2021 г. Тогда DAZN заплатил за трехлетнее соглашение 2,55 млрд евро, а Sky – 262,5 млн. В сумме выходило чуть более 2,8 млрд евро, а в среднем за сезон – 937,5 млн.
Ниже ожиданий оказалось предложение DAZN: сервис, принадлежащий американскому миллиардеру Леонарду Блаватнику (на сегодня Forbes оценивает его состояние в $29 млрд), будет платить лиге 700 млн евро в год вместо 850 млн. Причина в ежегодных убытках компании. По подсчетам Bloomberg, всего с момента основания в 2016 г. DAZN потерял порядка $6 млрд. В сентябре в компании провели оптимизацию – уволили свыше 100 сотрудников и сократили зарплатный фонд на 500 000 евро.
Ситуацию отчасти скрашивает улучшенное предложение Sky – оно повысилось более чем на 100 млн евро за сезон. За это вещательная компания выбила для себя возможность выбирать больше рейтинговых матчей. Интересно, что финансовые проблемы испытывает и Sky – выручка одного из крупнейших игроков на медиарынке снизилась в 2022 г. на 11%, до $17,9 млрд. Как и DAZN, компания была вынуждена сокращать рабочие места.
В результате настоящего прорыва не произошло. По ТВ-доходам на внутреннем рынке Серия А отстает от испанской Ла Лиги (990 млн евро в год) и не выдерживает конкуренции с Английской премьер-лигой (1,8 млрд евро в год, контракт заключен в фунтах стерлингов, и его стоимость в других валютах может оцениваться по-разному в зависимости от курса).
По данным La Gazzetta dello Sport, на общем собрании Серии А за продление сделки с DAZN и Sky проголосовали 17 из 20 клубов лиги, двое выступили против, а еще один воздержался. Кто именно голосовал против, не уточняется, но известно, что накануне собрания предложение действующих вещателей публично раскритиковали «Наполи», «Фиорентина» и «Салернитана». Эти клубы настаивали на создании официального канала лиги для прямой продажи матчей и привлечения болельщиков. Это был бы первый случай в европейском футболе, когда лига сама занимается распространением своего контента.
Уже после голосования негодование по поводу сделки высказал кинопродюсер и президент «Наполи» Аурелио де Лаурентис. «Это поражение итальянского футбола. При таком предложении футбол умрет, – заявил он. – Sky и DAZN некомпетентны, сотрудничество с ними не идет на пользу итальянскому футболу. В кризисные времена именно кино и футбол позволяют людям отвлечься от болезненной повседневности. Нынешний вариант не позволяет реализовать ценность итальянского футбола».
В Серии A связывали большие надежды с перезаключением телеконтрактов, учитывая убытки, которые несли клубы в последние годы. С потерями столкнулись даже сильнейшие команды страны. В частности, «Ювентус» по итогам финансового года 2022/23 отчитался об убытках в размере 123,7 млн евро. Убытки финалиста Лиги чемпионов «Интера» за тот же период составили 85 млн евро. При этом у «Милана» зафиксирована прибыль в размере 6 млн евро, клуб показал положительный баланс впервые за 17 лет.
В целом ситуация с трансляциями ведущих футбольных чемпионатов Европы выглядит противоречивой. По прогнозам Financial Times, стоимость медиаправ в этих лигах после постоянного роста в 2010-е гг. пойдет на убыль и к 2024 г. снизится на 17% в сравнении с пиковыми показателями, достигнутыми в 2018-2019 гг. Правота аналитиков подтверждается не только итальянским кейсом, но и примерами из Бундеслиги и Лиги 1. В Германии те же самые вещатели, Sky и DAZN, платят лиге примерно 1,1 млн евро в год по четырехлетней сделке с 2021 по 2025 гг. Эта сумма чуть ниже предыдущего соглашения лиги на внутреннее телевещание со Sky, Eurosport и ARD на сумму 4,64 млрд евро за четыре года. Еще более непростая ситуация во Франции. В прошлом цикле лига зарабатывала на продаже медиаправ немногим более 600 млн в год. Нынешней осенью лига провела тендер, представив для участников пакеты на 530 и 270 млн евро за сезон, однако не нашла на них покупателя.
Впрочем, есть и положительные прогнозы. Аналитики SportBusiness, напротив, утверждают, что общий рынок спортивных медиаправ к 2024 г. вырастет в цене на 10,2%, до $60,6 млрд. При этом значительная часть заработков традиционно приходится на футбол – в 2022 г. объем продаж медиаправ в мире составил $21,85 млрд.