Сделка недели: 33 футболистки из 27 стран получат спонсорскую поддержку Visa. Компания борется за равные права в спорте

    Позаботятся даже об игроках, которые не приедут на женский ЧМ-2023
    Некоторые игроки женских сборных совмещают занятия футболом и повседневную работу
    Некоторые игроки женских сборных совмещают занятия футболом и повседневную работу /afa.com.ar

    Финансовая пропасть между мужскими и женскими соревнованиями – давняя проблема Международной федерации футбола (ФИФА) и входящих в нее ассоциаций. Эта тема, скорее всего, будет активно обсуждаться во время женского чемпионата мира, который пройдет с 20 июля по 20 августа 2023 г. в Австралии и Новой Зеландии. Решение вопроса частично взял на себя один из давних партнеров ФИФА. В развитие 33 футболисток из 27 стран вложится американская компания Visa. О необычной инициативе гиганта финансовых услуг – в материале «Ведомости. Спорта».

    Для программы спонсорства выбраны игроки как из команд-участниц предстоящего ЧМ, так и из сборных, которые не сыграют на турнире. Поддержку получат футболистки из США, Канады, Великобритании, Франции, Румынии, Марокко, Бразилии, Колумбии, Коста-Рики, Китая, Вьетнама и еще ряда стран.

    В женский спорт Visa вкладывается уже долгое время. По данным Sportico, с 2000 г. спонсорскую поддержку от компании получили свыше 500 спортсменов, более половины из них – женщины. Работа над развитием женских соревнований ведется еще и в сотрудничестве с Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), а также с федерациями футбола США и Мексики.

    Отношения Visa и ФИФА длятся с 2007 г. В 2021 г. сотрудничество укрепилось: компания стала глобальным партнером ФИФА по женскому футболу. В этом году она будет выступать в качестве эксклюзивного партнера по платежным услугам ЧМ в Австралии и Новой Зеландии.

    Свои предпочтения партнеры ФИФА объяснили желанием внести вклад в развитие игры и повлиять на сокращение разрыва между мужским и женским футболом.

    «Наше партнерство с ФИФА позволяет нам подсветить тему равенства, разнообразия и инклюзивности как на поле, так и за его пределами, – сказала Андреа Фэйрчайлд, старший вице-президент Visa по глобальной стратегии спонсорства. – Наша приверженность женскому футболу – это не краткосрочная история. Мы видим, что женщины меняют правила игры, и нам нравится видеть новые высоты, которые они достигают достигать. Мы рады продолжить движение в этом направлении».

    В 2023 г. женский ЧМ впервые пройдет с участием сразу 32 команд. В 2015 и 2019 гг. в финальной стадии было 24 участника, а в предыдущих розыгрышах – 16. Для нынешних 32 участников ФИФА подготовила призовой фонд в размере $110 млн. Это существенно больше, чем на ЧМ-2019 ($30 млн) и ЧМ-2015 ($15 млн). Вместе с тем эта сумма не идет в сравнение с выплатами участникам мужского ЧМ – 32 сборным, сыгравшим в 2022 г. в Катаре, досталось $440 млн.

    Борьба за финансовое сближение мужского и женского футбола ведется не первый в год, но пока в ней преуспели только американские спортсменки. В феврале 2022 г. женская сборная достигла досудебного соглашения с Федерацией футбола США по иску о неравной оплате труда с игроками мужской национальной команды. Тяжба шла шесть лет. В итоге футболисткам выплатили $24 млн – треть суммы, которую они изначально требовали в качестве возмещения ущерба. Кроме того, футбольная федерация взяла на себя обязательство обеспечить равную ставку заработной платы для женских и мужских национальных команд, включая равные бонусы за участие в ЧМ.

    Американский кейс – на данный момент, скорее исключение из правил. Даже несмотря на то, что женский футбол набирает популярность. Например, на финале женского Евро между сборными Англии и Германии на стадионе «Уэмбли» в Лондоне был установлен рекорд посещаемости решающих матчей турнира, включая мужские чемпионаты Европы: 87 192 зрителя. Кроме того, турнир побил рекорды женских Евро по общему количеству зрителей на трибунах (574 875 человек) и по количеству просмотров на телевидении, в публичных местах и на стриминговых платформах (365 млн человек). На ЧМ-2023 ФИФА планирует реализовать 1,5 млн билетов – это также будет рекордом для женских мировых первенств, хотя и уступит мужскому ЧМ-2022, на который было продано 3 млн билетов.

    Тем не менее, до такой монетизации популярности, как в мужском футболе, женским соревнованиям еще далеко. Сейчас некоторые игроки сборных вынуждены совмещать занятия спортом и повседневную работу. Например, турецкая футболистка Дидем Карагенч работает учителем физкультуры, а аргентинка Мириам Майорга – врачом. Обе спортсменки оказались в числе 33 игроков, шефство над которыми возьмет партнер ФИФА.

    Подбор спонсоров для женских соревнований – зачастую головная боль для ФИФА. Но на предстоящем женском ЧМ появится немало компаний, которые не представлены на мужских соревнованиях. Например, зрители трансляций из Австралии и Новой Зеландии увидят рекламу местных фирм – платформы по управлению малым бизнесом Xero, финансового учреждения CommBank, а также одного из винных брендов. Дополнительную поддержку окажут латиноамериканские компании Globant и Inter Rapidísimo, которые выступали на ЧМ-2022 как региональные спонсоры.

    Еще сильнее эта тенденция проявилась на женском Евро-2022, где был представлен ряд брендов, ориентированных на женскую аудиторию – например, производитель ювелирных украшений Pandora. Это стало следствием того, что в 2017 г. УЕФА разделил спонсорство в мужском и женском футболе. Правда, многие бренды все еще заключают соглашения пакетами, вкладываясь в мужские и женские соревнования (и команды) вместе.