«Идиотизм ситуации в том, что по женским проблемам решения принимали мужчины». Как футболистки борются за свои призовые
Разбираемся в рыночных и моральных аспектах трендаВ феврале получил развитие конфликт Канадской футбольной ассоциации (Canada Soccer) и женской национальной сборной страны. Футболистки отказались выходить на тренировку в преддверии матча ежегодного выставочного турнира She Believes, традиционно проходящего в США. Все – из-за недовольства тем, как проходят переговоры Канадской ассоциации профессиональных футболистов (CSPA) с Canada Soccer по увеличению финансовой поддержки женской сборной.
Канадское футбольное руководство заставило команду прекратить забастовку, пригрозив судебными разбирательствами, но футболистки не перестали выражать свое недовольство. На тренировку перед матчем со сборной США канадки вышли в футболках, вывернутых наизнанку, и продолжили открыто высказываться в прессе.
До этого женскую сборную активно поддерживала и мужская команда Канады, организовавшая свою забастовку в прошлом июне – за пять месяцев до ЧМ-22.
Два основных требования, которые футболисты и футболистки выдвигают уже больше года – уравнение зарплат и более прозрачное распределение призовых с турниров. Важно отметить, что сборные Канады требуют изменений на фоне исторических успехов: в прошлом году мужчины отобрались на ЧМ впервые за 36 лет, а в 2021 г. женщины выиграли олимпийский футбольный турнир в Токио. В своих требованиях спортсмены также ориентируются на кейсы стран, где вопрос уже был решен в пользу спортсменок. Это США, Бразилия, Австралия, Норвегия, Ирландия, Англия, Испания и Новая Зеландия.
Развитие женской игры признают и в высшем футбольном руководстве. На период с 2020 по 2023 гг. Международная федерация футбола (ФИФА) выделила 1 млрд евро на дальнейший рост женского спорта, включая увеличение призовых фондов турниров. А в прошлом августе Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) спрогнозировал, что к 2033 г. количество болельщиков женского футбола в Европе вырастет со 144 млн человек до 328 млн, а коммерческая ценность европейского женского футбола увеличится как минимум в шесть раз – со 116 до 686 млн евро.
На фоне увеличиваюшегося интереса к женскому футболу вопрос с призовыми выходит за рамки национальных команд. Например, в прошлом году английские футболистки добились увеличения призового фонда Кубка Англии – до публичных жалоб женщин он составлял лишь 400 000 фунтов, а к этому сезону вырос до 3 млн.
Борьба за гендерное равенство на футбольном поле проходит в условиях коммерциализации спорта, и в этом смысле женская игра намного менее успешна, чем мужская. Финансовые показатели женского футбола (как национального, так и клубного) далеки от мужского, но при этом на Западе разворачивается большая кампания по уравнению зарплат. Как это движение зародилось и как оно соотносится с реальностью футбольного рынка – в материале «Ведомости. Спорта».
С чего все началось
Первыми масштабную кампанию по уравнению зарплат футболистов и футболисток в сборных начали американки. Вскоре после победы на женском ЧМ-2015 игроки национальной команды США обратились в федерацию (US Soccer) за разъяснениями по неравенству финансовых условий. Ответ: существенная разница в призовых мужского и женского ЧМ и разный маркетинговый потенциал сборных. В 2019 г. американки защитили статус чемпионок мира и на этот раз подали на футбольную федерацию США в суд. Разбирательство продолжалось до 2022 г. И хотя футболистки суд проиграли, достигнуть договоренности с федерацией им все же удалось – стороны продлили контракт на новых условиях, которые устроили всех.
Американки получили $24 млн в качестве возмещения потерь (лишь треть от запрашиваемых $72 млн), а также добились уравнения зарплат и одинаковых бонусов за участие в чемпионатах мира. В US Soccer не постеснялись заявить, что их пример «имеет потенциал изменить футбол во всем мире».
Движение в эту сторону уже наблюдается: канадские футболистки требуют не просто уравнения зарплат, но и более прозрачного распределения призовых за участие в турнирах сборных. А это – шаг в сторону американской инновации. Плюсы схемы очевидны – максимальная прозрачность и равные права. Однако есть и большой минус, порождающий споры о справедливости уравнения – его антирыночность.
Паритет: искусственный или реальный?
Про уравнение зарплат в национальных командах говорят, несмотря на финансовую пропасть между мужским и женским футболом (как национальным, так и клубным). Призовой фонд женского чемпионата мира в 2015 г. составил $15 млн, в 2019 г. – $30 млн, а в 2023 г. – $60 млн. За аналогичный период призовой фонд мужского ЧМ вырос с $358 млн до $440 млн.
Но если призовые фонды турниров формирует ФИФА, то права на трансляции матчей покупают телекомпании из сотни разных стран, отражая готовность рынка инвестировать в продукт. Доходы с трансляций игр ЧМ-18 в России составили $3 млрд. В случае женского ЧМ-19 во Франции – только $300 млн.
В октябре прошлого года ФИФА и вовсе пришлось выступить с просьбой к телекомпаниям увеличить свои предложения по выкупу ТВ-прав на предстоящий женский ЧМ-23 в Австралии и Новой Зеландии. Коммерческий директор организации Роми Гай рассказывал, что ФИФА отклонила заявки бродкастеров из Англии, Италии, Германии и Франции, и обвинил телеканалы в нежелании «платить столько, сколько заслуживает женский футбол».
Это показательный момент, так как в случае ЧМ-22 в Катаре сделки по продаже ТВ-прав были заключены за десятилетие до турнира. Женский футбол, при всем уважении к его прогрессу, пока не может обеспечить такой спрос, несмотря на исторический рост своей популярности. Однако тем же американкам это не помешало добиться паритета.
Так, за две победы на чемпионатах мира (в 2015 и 2019 гг.) футболистки сборной США получили $6 млн. В то же время их коллеги из мужской сборной заработали $13 млн за выход в 1/8 финала ЧМ-22 в Катаре. Но, по условиям нового коллективного договора, 45% от этой суммы ($5,8 млн) получат на свое развитие действующие чемпионки мира, еще 45% останутся игрокам мужской сборной США, а 10% уйдут в US Soccer. При этом, кейс США – исключителен, так как ни одна другая женская футбольная сборная не может конкурировать с мужской командой по популярности, доходам и достижениям. Но есть и другая сторона вопроса.
Вклад в экономику стран
Ввиду сравнительно маленьких призовых, женские национальные команды не могут одномоментно обогатить футбольную федерацию своей страны. Эффект от их успеха не улетучивается, а реализуется постепенно.
Например, в прошлом году женская сборная Англии выиграла домашний Евро – достижение, которое до сих пор не покорилось мужской команде. Но при этом, девушки заработали только 2 млн евро. Для сравнения, за выход в финал Евро-2020 мужская сборная Англии заработала 30,2 млн евро. Казалось бы, все очевидно. Или нет?
Основатель футбольной школы TagSport и женского любительского футбольного клуба GirlPower Владимир Долгий-Рапопорт считает, что не стоит ограничиваться таким сравнением. В интервью «Ведомости. Спорту» он рассказал, как громкие международные победы женских сборных влияют на футбол в стране.
«Если посмотреть на футбольную экономику Британии, мы увидим, что победа англичанок привела десятки тысяч девочек в футбол. А это совсем другая математика. Покупка формы, оплата тренировок и турниров. Это длительный экономический эффект, который несравним с краткосрочным, если мы посмотрим на перспективу пяти-десяти лет. Так же и со сборной США, которая выиграла ЧМ-19. Это приводит детей в футбол и привлекает родительские деньги. И речь идет уже совсем о других цифрах».
В декабре 2020 г. УЕФА опубликовал исследование, посвященное оценке влияния футбола на экономику и социальную сферу. В нем авторы доказали, что инвестиции государства в футбол окупаются и приносят весомую прибыль. На момент публикации исследования ежегодный вклад 8,6 млн футболистов-любителей в экономику 25-ти европейских стран оценивался в 39,4 млрд евро. 10,8 млрд евро из них – в виде прямых денежных трат, а еще 28,6 млрд евро – в виде исключения потенциальных трат.
Цифра из последнего пункта формируется за счет сумм, которые государство могло бы в будущем потратить на оказание медицинских и социальных услуг футболистам-любителям. УЕФА оценивает положительный эффект футбола на физическое и ментальное здоровье людей в 16,3 млрд евро, а влияние на благосостояние социальных групп – в 12,3 млрд евро.
Особое внимание футбольный орган уделил финансовому потенциалу любительского футбола, по сравнению с профессиональным. Например, в Германии любительские клубы генерируют в три раза больше добавленной стоимости, чем все 18 команд Бундеслиги вместе взятые.
Женский футбол, который стремительно набирает обороты в большинстве европейских стран, тоже вносит свой вклад.
Игра за сборную: деньги или престиж
Коммерциализация современного футбола захватила клубные чемпионаты и повлияла на национальные команды. Однако изначально институт сборных — нерыночная история. Такие организации, как Российский футбольный союз (РФС) или US Soccer, являются общественными и своей основной целью ставят популяризацию футбола в стране, а не наращивание прибыли. По такой логике женщины и мужчины – игроки сборных – выступают не как конкуренты на рынке, а как равноправные спортсмены, успехи которых работают на благо футбольных федераций.
«Когда мы говорим о сборных, речь идет не о рыночных отношениях. Потому что сборные – это защита национальных интересов. А ценность защиты национальных интересов не может выражаться в деньгах. И в этом смысле футболисты сборной США, несмотря на свои меньшие успехи, должны получать столько же, сколько и женщины. А женщины, несмотря на то, что они сейчас привлекают меньше денег, должны получать столько же, сколько и мужчины. Если мы решили, что защита национальных интересов для нас важна, то возможности должны быть равными», – считает Долгий-Рапопорт.
Институту футбольных сборных уже 150 лет, но возможности становятся равными только сейчас. Исторические соглашения US Soccer и сборных США оказались возможными лишь после того, как футбольную федерацию возглавила женщина – двукратная олимпийская чемпионка и чемпионка мира Синди Парлоу. Ее предшественник – Карлос Кордейро – покинул президентский пост на фоне скандала в процессе переговоров с женской сборной. Сообщалось, что US Soccer в лице юристов федерации проявила неуважение к требованиям футболисток и позволила себе хамское отношение к игрокам.
Пример США объясняет, почему в стратегии ФИФА по глобальному развитию женского футбола есть пункты, согласно которым международная организация работает над тем, чтобы в исполнительных комитетах национальных футбольных федераций обязательно появлялись женщины.
«Идиотизм ситуации в том, что по исключительно женским проблемам решения принимали мужчины, – считает Владимир Долгий-Рапопорт. — Это норма, в которой мы жили до недавнего времени. Представим, что премиальных выплат игрокам сборных нет, и мы сегодня сели и решили их выплачивать. Никто бы даже не обсуждал неравенство. Но сейчас мы об этом говорим, потому что 50 лет назад женского футбола на национальном уровне не было. А когда он появился, и все поняли, что женщинам нужно что-то платить, это решение принимали мужчины. По остаточному принципу».